программа дефектолога

Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
2.
2.1.
2.1.1.
2.1.2.
2.1.3.
2.1.4.
2.1.5.
2.2.
3.
3.1.
3.2.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цель, задачи, принципы Программы
Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития (ЗПР)
Характеристика воспитанников на 2024-2025 учебный год
Специфические принципы подходы к формированию Программы
Планируемые результаты
Развивающее оценивание качества коррекционно-развивающей работы учителядефектолога с детьми ЗПР 5-7 лет
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога по
образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ЗПР
Организация развивающей предметно-пространственной среды

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-дефектолога в группе компенсирующей
направленности для детей с ЗПР разработана на основе АОП ДО МБДОУ
«Детский сад № 158» в основе которой лежит ФАОП ДО (Федеральная
адаптированная программа дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (Приказ министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении
Федеральной адаптированной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), а также в
соответствии
с
основными
нормативно-правовыми
документами,
регламентирующими функционирование системы дошкольного образования в
Российской Федерации:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
Регистрационный N 30384;
-Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от
28.02.2014 г. № 08-249;
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля
2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»);
-Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном
и инклюзивном образовании детей»;
-«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СП 2.4.3648-20;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
октября 2014г. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного
коррекционного образования».
-Устав МБДОУ «Детский сад №158»
Основанием для разработки программы являются:
-Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под
ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

-Программно-методический комплект «Подготовка к школе детей с задержкой
психического развития» под ред. С.Г. Шевченко.
Структура рабочей программы соответствует требованиям ФГОС ДО и
реализуется на государственном языке Российской Федерации.
1.2. Цель, задачи и принципы реализации программы. Цель программы:

Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного
возраста с ЗПР, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Задачи Программы:
- реализация содержания Программы;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ЗПР;
-охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ЗПР,
в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации,
языка, социального статуса;
-создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей
и творческого потенциала каждого ребенка с ЗПР как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями),
другими детьми;
-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-формирование общей культуры личности обучающихся с ЗПР, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
-формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ЗПР;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,
образования, охраны и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР;
-обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в

общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
педагогических работников и родителей (законных представителей),
педагогических и иных работников ДОО и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников,
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений.
6. Сотрудничество ДОО с семьей.
7. Возрастная адекватность образования.
1.3. Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой

психического развития (ЗПР).
Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы
отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных,
сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации
закодированных в генотипе возможностей. Это понятие употребляется по
отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной
недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС). У рассматриваемой
категории детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми.
В дошкольном возрасте проявления задержки проявляются в следующем:
Недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой
утомляемостью и истощаемостью. Дети с ЗПР отличаются пониженной, по
сравнению с возрастной нормой, умственной работоспособностью, особенно при
усложнении деятельности.
Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой
моторики, координационных способностей, чувства ритма. Двигательные
навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей,
страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений.
Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухомоторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках
моторной памяти, пространственной организации движений.
Недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности
восприятия, что негативно отражается на формировании зрительнопространственных функций и проявляется в таких продуктивных видах
деятельности, как рисование и конструирование.
Более низкая способность, по сравнению с нормально развивающимися детьми
того же возраста, к приему и переработке перцептивной информации, что
наиболее характерно для детей с ЗПР церебрально-органического генеза. В

воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их
здоровые сверстники. Многие стороны объекта, данного в непривычном ракурсе
(например, в перевернутом виде), дети могут не узнать, они с трудом выделяют
объект из фона. Выражены трудности при восприятии объектов через осязание:
удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения
осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов.
У детей с другими формами ЗПР выраженной недостаточности сенсорноперцептивных функций не обнаруживается. Однако, в отличие от здоровых
сверстников, у них наблюдаются эмоционально-волевая незрелость, снижение
познавательной активности, слабость произвольной регуляции поведения,
недоразвитие и качественное своеобразие игровой деятельности.
Незрелость мыслительных операций. Дети с ЗПР испытывают большие
трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов,
абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного
основания классификации на другой, при обобщении. Незрелость мыслительных
операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и
трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно
устанавливать причинно-следственные связи и отношения, усваивать
обобщающие понятия. При нормальном темпе психического развития старшие
дошкольники способны строить простые умозаключения, могут осуществлять
мыслительные операции на уровне словесно-логического мышления (его
конкретно-понятийных форм). Незрелость функционального состояния ЦНС
(слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании
сложных
условных
связей,
отставание
в
формировании
систем
межанализаторных связей) обусловливает бедный запас конкретных знаний,
затрудненность процесса обобщения знаний, скудное содержание понятий. У
детей с ЗПР часто затруднен анализ и синтез ситуации. Незрелость
мыслительных операций, необходимость большего, чем в норме, количества
времени для приема и переработки информации, несформированность
антиципирующего анализа выражается в неумении предвидеть результаты
действий как своих, так и чужих, особенно если при этом задача требует
выявления причинно-следственных связей и построения на этой основе
программы событий.
Задержанный темп формирования мнестической деятельности, низкая
продуктивность и прочность запоминания, особенно на уровне слухоречевой
памяти, отрицательно сказывается на усвоении получаемой информации.
Отмечаются недостатки всех свойств внимания: неустойчивость, трудности
концентрации и его распределения, сужение объема. Задерживается
формирование такого интегративного качества, как саморегуляция, что
негативно сказывается на успешности ребенка при освоении образовательной
программы.

Эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР подчиняется общим законам
развития, имеющим место в раннем онтогенезе. Однако сфера социальных
эмоций в условиях стихийного формирования не соответствует потенциальным
возрастным возможностям.
Незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности
отрицательно влияет на поведение и межличностное взаимодействие
дошкольников с ЗПР. Дети не всегда соблюдают дистанцию со взрослыми, могут
вести себя навязчиво, бесцеремонно, или, наоборот, отказываются от контакта и
сотрудничества. Трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко
завязывают дружеские отношения со своими сверстниками. Задерживается
переход от одной формы общения к другой, более сложной. Отмечается меньшая
предрасположенность этих детей к включению в свой опыт социокультурных
образцов поведения, тенденция избегать обращения к сложным формам
поведения. У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной
ЗПР наблюдаются нарушения поведения, проявляющиеся в повышенной
аффектации, снижении самоконтроля, наличии патохарактерологических
поведенческих реакций.
Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности. У дошкольников с
ЗПР недостаточно развиты все структурные компоненты игровой деятельности:
снижена игровая мотивация, с трудом формируется игровой замысел, сюжеты
игр бедные, примитивные, ролевое поведение неустойчивое, возможны
соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом.
Содержательная сторона игры обеднена из-за недостаточности знаний и
представлений об окружающем мире. Игра не развита как совместная
деятельность, дети не умеют строить коллективную игру, почти не пользуются
ролевой речью. Они реже используют предметы-заместители, почти не
проявляют творчества, чаще предпочитают подвижные игры, свойственные
младшему возрасту, при этом затрудняются в соблюдении правил. Отсутствие
полноценной игровой деятельности затрудняет формирование внутреннего
плана действий, произвольной регуляции поведения, т. о. своевременно не
складываются предпосылки для перехода к более сложной - учебной
деятельности.
Недоразвитие речи носит системный характер. Особенности речевого
развития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной
деятельности и проявляются в следующем:
-отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами
языка;
-низкая речевая активность;
-бедность, недифференцированность словаря;
-выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования,
словоизменения, синтаксической системы языка;

-слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного
отчета;
-задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых
высказываний;
-недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности
в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;
-недостатки устной речи и несформированность функционального базиса
письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой;
-недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях
понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого
смысла текста.
Для дошкольников с ЗПР характерна неоднородность нарушенных и
сохранных звеньев в структуре психической деятельности, что становится
особенно заметным к концу дошкольного возраста. В отсутствии своевременной
коррекционно-педагогической помощи к моменту поступления в школу дети с
ЗПР не достигают необходимого уровня психологической готовности за счет
незрелости мыслительных операций и снижения таких характеристик
деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль и
само регуляция.
Вышеперечисленные особенности познавательной деятельности, речи,
эмоционально-волевой сферы обусловливают слабость функционального базиса,
обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность детей с ЗПР в
коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах. А
именно на этих компонентах основано формирование универсальных учебных
действий в соответствии с ФГОС начального общего образования. Важнейшей
задачей является формирование этого функционального базиса для достижения
целевых ориентиров дошкольного образования и формирования полноценной
готовности к началу школьного обучения.
1.4. Характеристика воспитанников на 2024-2025

учебный год
На данный учебный год в группу компенсирующей направленности
зачислено 9 детей в возрасте 5-7 лет. Все дети имеют заключение ТПМПК с
рекомендацией обучения по АОП ДО для детей с ЗПР. Из них: 6 мальчиков, 3
девочки. Детей-инвалидов из них 2 человек.
Все дети из полных семей, из них многодетных 2 семьи.
Личностные и индивидуально-типологические особенности детей:
- возбудимость и трудности контроля поведения – 5 человек;
- медлительность – 4 человека;
- трудности установления контакта и избегание сверстников – 2 человека.
Сопутствующие нарушения речи имеют все дети, но в разной степени
выраженности:

-выраженная недостаточная сформированность всех средств речи – 6 человек;
- недостаточная сформированность всех средств речи – 3 человек.
1.5. Специфические принципы подходы к формированию Программы
1. Принцип социально-адаптирующей направленности образования: коррекция и

компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном
процессе не как самоцель, а как средство наиболее полной реализации
потенциальных возможностей ребенка с ЗПР и обеспечения его
самостоятельности в дальнейшей социальной жизни.
2. Этиопатогенетический принцип: для правильного построения коррекционной
работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез
(механизмы) нарушения. У обучающихся с ЗПР, особенно в дошкольном
возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная
симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки
познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и
содержание коррекционной работы должны отличаться.
3. Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений: для
построения коррекционной работы необходимо разобраться в структуре дефекта,
определить иерархию нарушений. Следует различать внутрисистемные
нарушения, связанные с первичным дефектом, и межсистемные, обусловленные
взаимным влиянием нарушенных и сохранных функций. Эффективность
коррекционной работы во многом будет определяться реализацией принципа
системного подхода, направленного на речевое и когнитивное развитие ребенка
с ЗПР.
4. Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений:
психолого-педагогическая диагностика является важнейшим структурным
компонентом педагогического процесса. В ходе комплексного обследования
ребенка с ЗПР, в котором участвуют различные специалисты психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК), собираются достоверные сведения о
ребенке и формулируется заключение, квалифицирующее состояние ребенка и
характер имеющихся недостатков в его развитии. Не менее важна для
квалифицированной коррекции углубленная диагностика в условиях
Организации силами разных специалистов. Комплексный подход в
коррекционной работе означает, что она будет эффективной только в том случае,
если осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и
психологическую
коррекцию.
Это
предполагает
взаимодействие
в
педагогическом процессе разных специалистов: учителей-дефектологов,
педагогов-психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных
и физкультурных руководителей, а также сетевое взаимодействие с
медицинскими учреждениями.

5. Принцип

опоры на закономерности онтогенетического развития:
коррекционная психолого-педагогическая работа с ребенком с ЗПР строится по
принципу "замещающего онтогенеза". При реализации названного принципа
следует учитывать положение о соотношении функциональности и
стадиальности детского развития. Функциональное развитие происходит в
пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств
и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями.
Стадиальное, возрастное развитие заключается в глобальных изменениях
детской личности, в перестройке детского сознания, что связано с овладением
новым видом деятельности, развитием речи и коммуникации. За счет этого
обеспечивается переход на следующий, новый этап развития. Обучающиеся с
ЗПР находятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и
мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы
пространственно-временные представления, они неодинаково подготовлены к
счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об окружающем
мире. Поэтому программы образовательной и коррекционной работы с одной
стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой выстраиваются как уровневые программы, ориентирующиеся на исходный
уровень развития познавательной деятельности, речи, деятельности
обучающихся с ЗПР.
6. Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и
развивающих задач: не позволяет ограничиваться лишь преодолением
актуальных на сегодняшний день трудностей и требует построения ближайшего
прогноза развития ребенка с ЗПР и создания благоприятных условий для
наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.
7. Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании:
предполагает организацию обучения и воспитания с опорой на ведущую
деятельность возраста. Коррекционный образовательный процесс организуется
на наглядно-действенной основе. Обучающихся с ЗПР обучают использованию
различных алгоритмов (картинно-графических планов, технологических карт).
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства:
познавательная деятельность ребенка с ЗПР имеет качественное своеобразие
формирования и протекания, отличается особым содержанием и поэтому
нуждается в особой организации и способах ее реализации. Только специально
подготовленный педагог, зная закономерности, особенности развития и
познавательные возможности ребенка, с одной стороны, и возможные пути и
способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может
организовать процесс образовательной деятельности и управлять им. При
разработке Программы учитывается, что приобретение дошкольниками с ЗПР
социального и познавательного опыта осуществляется как в процессе
самостоятельной деятельности ребенка, так и под руководством педагогических

работников в процессе коррекционно-развивающей работы.
9. Принцип
вариативности
коррекционно-развивающего
образования:
образовательное содержание предлагается ребенку с ЗПР через разные виды
деятельности с учетом зон его актуального и ближайшего развития, что
способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей
дошкольника.
10. Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств
реализации и достижения целей Программы: Стандарт и Программа задают
инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна
разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за
Организацией остается право выбора способов их достижения, выбора
образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп
обучающихся с ЗПР, их психофизических особенностей, запросов родителей
(законных представителей).
1.6. Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от
ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.
Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу дошкольного
образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на
достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны
как основные характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде
изложения возможных достижений обучающихся на разных возрастных этапах
дошкольного детства.
Целевые ориентиры реализации Программы
Социально-коммуникативное развитие:
Осваивает внеситуативно-познавательную форму общения с педагогическим
работником и проявляет готовность к внеситуативно-личностному общению.
Проявляет готовность и способность к общению с другими детьми.
Способен к адекватным межличностным отношениям, проявляет инициативу и
самостоятельность в игре и общении.
Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к
созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому
взаимодействию, к коллективной игре, появляется способность к децентрации,
оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность
дезадаптивных форм поведения.

Способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается
конструктивно разрешать конфликты, оценивает поступки других людей,
литературных и персонажей мультфильмов, способен подчиняться правилам и
социальным нормам во взаимоотношениях с педагогическим работником и
другими детьми.
Может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, проявляет
способность к волевым усилиям.
Познавательное развитие:
Проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира, улучшаются
показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения и другое),
произвольной регуляции поведения и деятельности, возрастает продуктивность
слухоречевой и зрительной памяти.
Осваивает элементарные логические операции на уровне наглядного мышления,
может выделять существенные признаки, с помощью педагогического работника
строит простейшие умозаключения и обобщения, осваивает приемы замещения и
наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности, у ребенка
сформированы элементарные пространственные представления и ориентировка
во времени, ребенок осваивает количественный и порядковый счет в пределах
десятка, обратный счет, состав числа из единиц, соотносит цифру и число,
решает простые задачи с опорой на наглядность.
Речевое развитие:
Стремится к речевому общению, обладает значительно возросшим объемом
понимания речи и звуко-произносительными возможностями.
Осваивает основные лексико-грамматические средства языка, употребляет все
части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и
явлениях окружающего мира, обобщающие понятия в соответствии с
возрастными возможностями.
Умеет строить простые распространенные предложения разных моделей, может
строить монологические высказывания, которые приобретают большую
цельность и связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по
сюжетной картинке.
Художественно-эстетическое развитие:
а) музыкальное развитие – реализуется в деятельности музыкального
руководителя;
б)
художественное развитие - реализуется в деятельности воспитателей
группы;
Физическое развитие:
У ребенка развита крупная и мелкая моторика.
Движения рук достаточно координированы.
Рука подготовлена к письму.

Может контролировать свои движения и управлять ими.
1.7. Развивающее оценивание качества коррекционно-развивающей работы
учителя-дефектолога с детьми ЗПР 5-6 лет
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
-диагностика развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ, используемая как
профессиональный инструмент педагогического работника с целью получения
обратной связи от собственных педагогических действий и планирования
дальнейшей индивидуальной работы с детьми с ОВЗ по Программе.
Диагностическая работа учителя-дефектолога проводится два раза в год – в
сентябре и мае, что позволяет оценить качество коррекционно-развивающей
работы.
Для проведения психолого-педагогического обследования детей 5-6 лет с
ЗПР используется методическое пособие:
- «Диагностика познавательной деятельности ребенка старшего дошкольного
возраста 5-7 лет с ОВЗ» предназначена для индивидуального обследования
психоречевого развития ребенка 5-7-летнего возраста, рассчитана на 25 минут,
содержит материал, который сгруппирован по 8 блокам:
I блок Представления об окружающем
II блок Математические представления
III блок Память
IV блок Мышление
V блок Связная речь
VI блок Состояние лексикона
VII блок Грамматическая компетенция
VIII блок Фонетико-фонологическая компетенция
Данное методическое пособие (диск и методические рекомендации)
представляют собой модель обследования с помощью компьютерной
программы
Каждый блок содержит определенное количество заданий, которые базируются
не только на картинном материале, но и включают задания с вербальной
инструкцией. Это важно, т.к. в это время глаза ребенка отдыхают от монитора.
Подбор диагностических заданий осуществлялся с учетом следующих
принципов:
- обеспечения психологических комфортных условий обследования для ребенка;
- учета возрастных особенностей;
- комплексного, совместного изучения специалистами;
- предъявления материала от простого к сложному;
- качественно-количественной оценки результатов обследования.
Для оценки каждого задания используется трехуровневая балльная
система. При затруднении ребенку оказывается помощь в виде побуждающих
или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструкции,

разбора образца. Максимальный балл за выполненное задание - 3. В случае
необходимости программа позволяет прервать компьютерную диагностику и
продолжить ее в другое время.
После завершения обследования, программа обрабатывает результаты и выдает
их в виде протокола обследования, гистограммы и графика.
В протоколе обследования отображаются следующие сведения:
-фамилия, имя ребенка
-дата его рождения
-дата обследования
-исследуемые функции и задания
-максимальное количество баллов по заданиям и блокам
-количество набранных ребенком баллов на дату обследования
-уровень успешности ребенка по блоками и заданиям на дату обследования,
выраженный в %.
-фамилия, инициалы педагога
На гистограмме отображаются данные обследования в виде столбцов, высота
которых определяет соотношения определяемого параметра. Столбцы красного
цвета показывают максимальное количество баллов, а столбцы синего цвета полученное количество баллов ребенком в ходе тестирования.
Представление данных в виде графика позволяет также наглядным образом
увидеть соотношение полученных баллов в результате обследования с
максимальными баллами.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
по образовательным областям
Коррекционно-развивающая работа осуществляется по образовательным
областям в соответствии с ФГОС ДО:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Содержание коррекционно-развивающей работы сгруппировано по темам,
которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения. Они
развиваются, формируются, расширяются и уточняются в процессе
разнообразных видов деятельности. Тематический принцип организации
познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только
языковой темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это
позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического
коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных

образовательных областях: в социально-коммуникативном, познавательном,
речевом, художественно-эстетическом и даже в физическом развитии. Часть
проводится учителем-дефектологом, часть воспитателем, поэтому происходит
тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном
изучении темы. Подбор темы осуществляет учитель-дефектолог (темы
перечислены в рабочих программах педагогов и специалистов) и их
расположение определено такими принципами, как сезонность и социальная
значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно.
Одно из важнейших условий реализации тематического принципа –
концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему
обеспечивается многократное повторение одного и того же содержания за
короткий промежуток времени. В соответствии с концентрическим принципом
программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и
расширяется.
2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО
направлено на:
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
-формирование представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран
и народов мира;
-развитие общения и взаимодействия ребенка с другими детьми и
педагогическим работником;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности с другими детьми, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу обучающихся в ДОО;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
-поддержку инициативы, самостоятельности и ответственности, обучающихся в
различных видах деятельности;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цели, задачи и содержание области «Социально-коммуникативное развитие»
обучающихся дошкольного возраста в условиях ДОО представлены
следующими разделами:
1. Социализация, развитие общения, нравственное и патриотическое воспитание.
Ребенок в семье и сообществе;
2. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
3. Формирование основ безопасного поведения.
Реализация содержания данного раздела программы не предусмотрена у

учителя-дефектолога в виде отдельных занятий.
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Основная цель познавательного развития: формирование познавательных
процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний
о природе и обществе; развитие познавательных интересов.
ФГОС ДО определяет цели, задачи и содержание познавательного развития
обучающихся дошкольного возраста в условиях ДОО, которые можно
представить следующими разделами:
-сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской деятельности;
-формирование элементарных математических представлений;
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Общие задачи:
-сенсорное развитие: формировать представления о форме, цвете, размере и
способах обследования объектов и предметов окружающего мира; формировать
сенсорную культуру;
-развитие
познавательно-исследовательской,
предметно-практической
деятельности: формировать познавательные интересы и познавательные
действия ребенка в различных видах деятельности; развивать познавательноисследовательскую
(исследование
объектов
окружающего
мира
и
экспериментирование с ними) деятельность;
-формирование элементарных содержательных представлений: о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и
следствиях); формировать первичные математические представления;
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора: формировать
первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и
закономерностях; поддержка детской инициативы и самостоятельности в
проектной и познавательной деятельностях.
Содержание:
1. Сенсорное развитие. Осваивает сенсорные эталоны: называет цвета спектра,
оттенки, некоторые промежуточные цвета (коричневый, сиреневый),
ахроматические цвета (черный, серый, белый), может выстраивать
сериационный ряд, оперировать параметрами величины (длина, высота, ширина).
Знает и называет геометрические фигуры и тела, используемые в
конструировании: шар, куб, призма, цилиндр. Узнает на ощупь, определяет и
называет свойства поверхности и материалов. Самостоятельно осуществляет
классификацию, исключение лишнего на основе выделения признаков. Может
ориентироваться в двух признаках и, совершая группировку по одному из них,
абстрагируется от другого.

2. Развитие

познавательно-исследовательской деятельности. Любознателен,
любит
экспериментировать,
способен
в
процессе
познавательноисследовательской деятельности понимать проблему, анализировать условия и
способы решения проблемных ситуаций. Может строить предвосхищающие
образы наблюдаемых процессов и явлений. Устанавливает простейшие
зависимости между объектами: сохранение и изменение, порядок следования,
преобразование, пространственные изменения.
3. Формирование элементарных математических представлений. Считает
(отсчитывает) в пределах 5. Пересчитывает и называет итоговое число.
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в
пределах 5), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?». Уравнивает
неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
Сравнивает 2-3 предмета практически: контрастные (по длине, ширине, высоте,
толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения;
размещает предметы различной величины (до 1 до 3) в порядке возрастания,
убывания их величины (матрешек строит по росту). Использует понятия,
обозначающие размерные отношения предметов (красная башенка самая
высокая, синяя - пониже, а желтая - самая низкая. Понимает и называет
геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, детали
конструктора. Выражает словами местонахождение предмета по отношению к
себе, другим предметам; знает правую и левую руку; понимает и правильно
употребляет предлоги в, на, под, над, около. Ориентируется на листе бумаги
(вверху - внизу, в середине, в углу); называет утро, день, вечер, ночь; имеет
представление о смене частей суток. Понимает значения слов вчера, сегодня,
завтра.
4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Осваивает
представления о себе и семье: о своих имени, фамилии, поле, возрасте, месте
жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей
(законных представителей). Овладевает некоторыми сведениями об организме,
понимает назначения отдельных органов и условий их нормального
функционирования. Сформированы первичные представления о малой родине и
родной стране. Освоены представления о ее столице, государственном флаге и
гербе, об основных государственных праздниках, ярких исторических событиях,
героях России. Понимает многообразие россиян разных национальностей, есть
интерес к сказкам, песням, играм разных народов, толерантность по отношению
к людям разных национальностей. Имеет представления о других странах и
народах мира, есть интерес к жизни людей в разных странах. Увеличен объем
представлений о многообразии мира растений, животных. Знает о потребностях
у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте
обитания и убежище). Сравнивает растения и животных по разным основаниям,
признакам и свойствам, относит их к определенным группам: деревья, кусты,

травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые. Устанавливает признаки отличия
и некоторые признаки сходства между ними. Есть представления о неживой
природе как среде обитания животных и растений. Устанавливает
последовательность сезонных изменений в неживой и живой природе, в жизни
людей. Накоплены представления о жизни животных и растений в разных
климатических условиях: в пустыне, на севере. Знает и называет животных и их
детенышей. Понимает разнообразные ценности природы. При рассматривании
иллюстраций, наблюдениях понимает основные отношения между объектами и
явлениями окружающего мира. Адекватно отражает картину мира в виде
художественных образов.
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает: владение речью
как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры
речи, фонематического слуха. Еще одно направление - знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров
детской литературы. На этапе подготовки к школе требуется формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте.
В качестве основных разделов можно выделить:
-развитие речи;
-приобщение к художественной литературе.
Общие задачи:
-развитие речевого общения с педагогическим работником и другими детьми:
способствовать овладению речью как средством общения; освоению
ситуативных и внеситуативных форм речевого общения с педагогическим
работником и другими детьми;
-развитие всех компонентов устной речи обучающихся: фонематического
восприятия; фонетико-фонематической, лексической, грамматической сторон
речи;
-формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции развитие связной речи, двух форм речевого общения - диалога и монолога;
-практическое овладение нормами речи: развитие звуковой и интонационной
культуры речи;
-создание условий для выражения своих чувств и мыслей с помощью речи,
овладение эмоциональной культурой речевых высказываний.
Содержание:
1. Развитие речевого общения с педагогическим работником и детьми. Проявляет
инициативность и самостоятельность в общении со педагогическим работником
и другими детьми (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор,

приглашает к деятельности). Использует разнообразные конструктивные
способы взаимодействия с детьми и педагогическим работником в разных видах
деятельности: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия
при сотрудничестве. В игровой деятельности использует элементы объяснения и
убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов, поддерживает
высказывания партнеров. Адекватно и осознанно использует разнообразные
невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.
2. Развитие всех компонентов устной речи обучающихся:
-лексическая сторона речи: словарь расширился за счет слов, обозначающих
названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники,
помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения. Называет
личностные характеристики человека: честность, справедливость, доброта,
заботливость, верность, его состояние и настроение, внутренние переживания,
социально-нравственные категории: добрый, злой, вежливый, трудолюбивый,
честный, оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый). Освоены
способы обобщения - объединения предметов в группы по существенным
признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные
принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты).
Употребляет в речи синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные
слова. Использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции,
настроение и состояние человека (грустит, переживает, расстроен, радуется,
удивляется, испуган, боится);
-грамматический строй речи: в речи наблюдается многообразие синтаксических
конструкций. Правильно используется предложно-падежная система языка.
Может
делать
простые
грамматические
обобщения,
восстановить
грамматическое оформление неправильно построенного высказывания.
Практически всегда грамматически правильно использует в речи
существительные в родительном падеже единственного и множественного
числа;
-произносительная сторона речи: чисто произносит все звуки родного языка.
Производит элементарный звуковой анализ слова с определением места звука в
слове (гласного в начале и в конце слова под ударением, глухого согласного в
конце слова). Освоены умения: делить на слоги двух-трехсложные слова;
осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов, интонационно
выделять звуки в слове. Использует выразительные средства произносительной
стороны речи;
-связная речь (диалогическая и монологическая): владеет диалогической речью,
активен в беседах с педагогическим работником и другими детьми. Умеет точно
воспроизводить словесный образец при пересказе литературного произведения
близко к тексту. Может говорить от лица своего и лица партнера, другого
персонажа. В разговоре свободно использует прямую и косвенную речь.

Проявляет активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями,
которые предшествовали и последуют тем, которые изображены в произведении
искусства или которые обсуждаются в настоящий момент. Адекватно
воспринимает средства художественной выразительности, с помощью которых
автор характеризует и оценивает своих героев, описывает явления окружающего
мира, и сам пробует использовать их по аналогии в монологической форме речи.
Придумывает продолжения и окончания к рассказам, составляет рассказы по
аналогии, по плану воспитателя, по модели; внимательно выслушивает рассказы
обучающихся, замечает речевые ошибки и доброжелательно исправляет их;
использует элементы речи-доказательства при отгадывании загадок;
-практическое овладение нормами речи: частично осваивает этикет телефонного
разговора, этикет взаимодействия за столом, в гостях, общественных местах (в
театре, музее, кафе). Адекватно использует невербальные средства общения:
мимику, жесты, пантомимику. Участвует в коллективных разговорах, используя
принятые нормы вежливого речевого общения. Может внимательно слушать
собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или
распространенно, ориентируясь на задачу общения. Умеет построить деловой
диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении
правил игры, в случае возникновения конфликтов. В процессе совместного
экспериментирования высказывает предположения, дает советы. Рассказывает о
собственном замысле, используя описательный рассказ о предполагаемом
результате деятельности. Владеет навыками использования фраз-рассуждений.
Может рассказать о правилах поведения в общественных местах (транспорте,
магазине, поликлинике, театре), ориентируясь на собственный опыт.
2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Связанные с целевыми ориентирами задачи художественно-эстетического
развития:
-формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира,
произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой
деятельности;
-развитие эстетических чувств обучающихся, художественного восприятия,
образных
представлений,
воображения,
художественно-творческих
способностей;
-развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной
творческой деятельности; удовлетворение потребности обучающихся в
самовыражении.
Музыкальное развитие – реализуется в деятельности музыкального
руководителя;
Художественное развитие - реализуется в деятельности воспитателей группы;
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

Цель физического развития детей с ЗПР: развитие движений, способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
Цели, задачи и содержание представлены двумя разделами:
1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
2. Физическая культура – реализуется физкультурным работником.
2.2. Взаимодействие с родителями (законными представителями)

В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогическим коллективом встают
новые задачи по взаимодействию с семьями обучающихся, так как их родители
(законные представители) также нуждаются в специальной психологопедагогической поддержке. Одной из важнейших задач является
просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей
(законных представителей) к активному сотрудничеству, так как только в
процессе совместной деятельности ДОО и семьи удается максимально помочь
ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.
При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное
планирование действий педагогических работников и крайняя корректность при
общении с семьей. В нашем учреждении создаются условия, имитирующие
домашние, к образовательному процессу привлекаются родители, которые
участвуют в праздниках, викторинах, театрализованных представлениях.
Педагогиработают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых
и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и
круглые столы,семинары, мастер-классы.
Учитель-дефектолог привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе
через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители
получают в устной и письменной формах в специально отведенный для этого
день,до и по окончании дня пребывания детей в ДОУ. Рекомендации родителям
по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как
можно скорее ликвидировать отставание детей – как в речевом, так и в общем
развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ,
подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую
деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они
предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в
диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью
взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные
подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи,
помогут научиться лепитьи рисовать, считать, составлять рассказы и отгадывать
загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая,
играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и
мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же,

богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска
необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.
Задания подобраны в соответствии с изучаемыми в коррекционных группах
детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа с детьми
5-6летнего возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что
создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников
коррекционная работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому
интеграция учреждения и семьи – одно из основных условий работы учителядефектолога в группе компенсирующей направленности.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с
ЗПР
График организации образовательного процесса:
Сроки
1-15 сентября

Содержание работы
Диагностика психического развития воспитанников.
Изучение и заполнение документации.
15 сентября -15 мая Индивидуальные, подгрупповые занятия с детьми.
15-31 мая
Итоговая диагностика психического
развития воспитанников. Заполнение документации.
В процессе обучения используются различные формы организации
коррекционно-развивающих занятий: индивидуальные и подгрупповые.
При
формировании
подгрупп
учитывается
возраст
детей,
индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние,
сходные по характеру и степени выраженности нарушения. Состав подгрупп
может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов
каждого ребенка.
№

1
2

Образовательная область
5-6 лет
Познавательное развитие, речевое развитие
«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»
Познавательное развитие
«Развитие элементарных математических
представлений»

Количество
занятий в неделю
1 раз
2 раза

3

Речевое развитие
«Развитие фонематического (речевого) слуха»

2 раза

Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, поэтому
индивидуальные коррекционные занятия составляют существенную часть работы
учителя-дефектолога в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они
направлены на осуществлении коррекции индивидуальных недостатков
психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в
овладении программой. В индивидуальной карте развития отражены направления
коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе
обследования нарушения развития ребенка и пробелы в знаниях, умениях, навыках
ребенка с ЗПР.
Частота проведения индивидуальных коррекционных занятий определяется
характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными
психофизическими особенностями детей.
Формы организации

Продолжительность занятий для детей 5-6 лет

Подгрупповая

25 мин.

Индивидуальная

20 мин.

Методы и подходы в работе с дошкольниками с задержкой психического
развития.
Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:
 индивидуальный подход,
 предотвращение наступления утомляемости,
 активизация познавательной деятельности,
 обогащение знаниями об окружающем мире,
 особое внимание - коррекции всех видов деятельности,
 проявление педагогического такта,
 подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка,
пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих
разнообразной деятельности,
 приспособление темпа преподнесения нового материала и методов
познавательной деятельности к уровню развития детей с ЗПР,
 повторное объяснение материала и подбор дополнительных заданий;
 постоянное использование яркой доступной наглядности, наводящих вопросов,
аналогий, четких инструкций,
 использование многократных указаний, упражнений,
 использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем
веры в свои силы,

 использование заданий с опорой на образцы.
Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного
усвоения Программы используются различные методы:
1. Словесные:
- вопросы;
- объяснения, рассказ;
- обобщающая беседа;
-чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок,
чистоговорок и др.
- пересказ;
- рассказывание без опоры на наглядный материал.
2. Наглядные:
- непосредственное наблюдение и его разновидности;
- опосредованное наблюдение(изобразительная наглядность; рассматривание
игрушек, картин, схем; рассказывание по игрушкам и картинам).
3. Практические:
- практические упражнения;
-дидактические игры и упражнения;
- графические работы;
- игры-драматизации и инсценировки;
- хороводные игры и элементы логоритмики.
При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с
ЗПР, необходимо иметь в виду, что вопросы педагога должны быть хорошо
продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто
используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует
повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким,
эмоциональным и выразительным.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в
восприятии, переработке вербальной информации, у большинства из них страдает
речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением
наглядных и практических.
Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе.
Например, наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта
или явления и специально планируется педагогами. При их применении педагогам
следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия,
нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо
предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе.
Остальные – не показываются. А также в коррекционной работе необходимо
применять принцип полисенсорной основы восприятия, т.е. с опорой на все органы

чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…). Наглядный
метод является очень действенным в коррекционной работе, поэтому к нему
предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный
материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей,
соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и
доступными пониманию детей.
Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми
с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра.
Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей
данной категории, ослабленной памятью, трудностью восприятия и т.д. Поэтому с
помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического
действия достигается овладение определенными знаниями.
Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте
ребенок усваивает знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа
придерживаются коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе
потенциальные возможности активизации процесса обучения.
Применение всех методов в совокупности приводит к наиболее
эффективному положительному результату. Эффективная динамика развития
детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая
психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и
обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности
развития интеллекта и личности этой категории.
Средствами коррекции и развития детей с ЗПР являются:
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
Беседа, культурная языковая среда
Рассматривание
Обсуждение
Рассказ
Игра
Интегративная деятельность
Сочинение загадок
Проблемная ситуация
Инсценирование
Использование различных видов театра
Познавательное развитие
Исследовательская деятельность
Развивающая игра
Игры с правилами
Наблюдение
Проблемная ситуация
Рассказ

Беседа
Интегративная деятельность
Конструирование
Моделирование
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Материально-техническое обеспечение
Настенное зеркало 110х70 см, с лампой дополнительного освещения–1шт;
Зеркало индивидуальное – 16 шт.;
Компьютерный стол для специалиста –1 шт;
Ноутбук – 1 шт;
Лампа настенная – 1 шт.;
Стол для детей с регулирующими ножками разной высоты – 4 шт;
Стул детский – 8 шт;
Стул для взрослых – 2 шт;
Интерактивная доска – 1 шт;
Проектор – 1 шт;
Магнитно-маркерная доска - 1 шт;
Шкаф для пособий и книг – 2 шт;
Полка напольная для картотек и игрушек – 1 шт;
Наборное полотно – 1 шт.;
Коробки и папки для пособий.
Поособия
- Мягкие игрушки
- Набор овощей и фруктов деревянный
- Набор геометрических фигур деревянный
- Мячи (маленький, мягкий)
- Мозаика; пазлы; шнуровки;
- Пирамидки с 8 и 10 кольцами;
- Логическая пирамидка «Количество и счет»
- Доска Сегена (геометрические фигуры 3х3);
- Картинный материал для обследования и коррекции нарушений
звукопроизношения, грамматического строя речи, состояния словарного запаса,
фонематического восприятия
- Сюжетные картинки, картинки со скрытым смыслом, серии сюжетных картин
для обследования восприятия картинного материала, связной речи;

- Карточки с буквами, цифрами, слогами, словами для развития, фонематического
анализа и синтеза, фонематических представлений;
- Картинный материал для обследования и развития слоговой структуры слова;
- Счетный материал для развития счетных навыков (4 набора);
- Разрезные картинки из 2-4-6-8 частей;
Кабинет учителя-дефектолога полностью оснащен необходимым оборудованием,
методическими материалами и средствами обучения.
Для развития слухового внимания:
• Звучащие игрушки: бубен, барабан, дудочка, погремушки, колокольчики,
звоночки, молоточек, игрушки-пищалки, гармошка.
• Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох,
фасоль, крупа, мука, плоды шиповника).
• Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов.
• Картотека игр на развитие слухового внимания.
Для формирования фонетико-фонематического восприятия, звукового
анализа:
Артикуляционные упражнения (карточки);
Профили звуков;
Пособия для работы над речевым дыханием;
Сигнальные фишки на дифференциацию звуков;
Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
Предметные картинки на все изучаемые звуки;
Предметные картинки на дифференциацию звуков;
Тексты на дифференциацию звуков.
Для обучения грамоте (чтению и письму):
Магнитный алфавит;
Схемы для анализа предложений;
Предметные картинки для определения звуков в слове и деления слов на слоги;
Кассы букв на каждого ребенка .
Для ознакомления с окружающим миром, обогащения словарного запаса и
формирования грамматического строя речи:
Предметные и сюжетные картинки по темам:
Ягоды;
Головные уборы;
Мебель;
Птицы;
Растения;
Обувь;

Продукты;
Грибы;
Одежда;
Посуда;
Игрушки;
Насекомые;
Профессии;
Деревья;
Животные и их детеныши;
Инструменты;
Времена года;
Овощи;
Фрукты.
Предметные картинки на подбор антонимов;
Предметные картинки на подбор синонимов;
Многозначные слова;
Предметные картинки «один-много»;
Схемы предлогов;
Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;
Пособия на согласование слов;
Деформированные тексты и др.
Для развития связной речи:
Сюжетные картинки;
Серии сюжетные картинок;
Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;
Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
Для формирования элементарных счетных представлений:
Магнитный счетный ряд;
Деревянные и картонные цифры для каждого ребенка;
Предметные картинки с разным количеством предметов;
Наборы геометрических фигур;
Счетные палочки на каждого ребенка;
Мелкие игрушки.
Для развития мышления, зрительного внимания, памяти.






Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные
картинки - пазлы.
«Чудесный мешочек».
«Зашумленные» картинки.
Игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не






дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Найди одинаковые».
Серия картинок для установления причинно-следственных зависимостей.
Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.
Набор картинок «Нелепицы».
Наборы картинок для опосредованного запоминания.

Для развития пространственной ориентировки.










Картинки с различной удаленностью изображенных предметов и разным их
местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т.д.).
Картинки и фотографии с изображением предметов с различным взаимным
расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т.д.).
Игры типа «Дом» (Кто где живет? — слева, справа, под, над и т.д.).
Макет улицы с транспортом, движущимся в различных направлениях.
Макет комнаты с предметами мебели, расположенными в разных местах.
Карточки — символы пространственных предлогов.
Картотека игр на пространственное ориентирование.

Для развития ориентировки во времени.






Картины-пейзажи разных времен года.
Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.
Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и
природных явлений в разные времена года, части суток.
Картинки для отработки понятий «старше — младше».

Для развития восприятия (цвет, форма, величина, протяженность).


Набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета,
величины, протяженности).



Набор частей предметов для конструирования целого (зрительное соизмерение
частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом и т.д.).
Парные картинки.
Ленты, шнурки, карандаши, полоски разной длины.
Счетные палочки для выкладывания фигур.
Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и
раздаточные).
Набор картинок предметов круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной,
овальной форм.
Дидактические игры «Разложи от самого маленького», «Какой предмет пройдет
в ворота?», «Место рядом свободно», «Что изменилось?», «Разложи по цвету»,
«Геометрическое лото».
Дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных
диктантов.











Для развития мелкой моторики.










Бусы, пуговицы, прищепки.
Счетные палочки.
Ручные эспандеры, волчки.
Мозаики.
Фасоль, горох.
Шары, мячи.
Трафареты.
Пазлы.
Мелкие игрушки.

Учебно-методический комплект
Компенсирующая группа 5-7 лет
ОО Социально-коммуникативное развитие
Л.В.Абрамова, И.Ф.Слепцова. Социально-коммуникативное развитие дошкольников 5-6 лет, –
М.: Мозаика – Синтез, 2017
Л.В.Куцакова. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.:
Мозаика – Синтез, 2015
К.Ю.Белая. Формирование основ безопасности дошкольников 2-7 лет - М: Мозаика-Синтез,
2015
Т.Ф.Саулина. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения 3-7 лет..-М: МозаикаСинтез, 2015
В.И.Петрова, Т.Д. Стульник. Этические беседы с дошкольниками 4-7 лет - М: Мозаика-Синтез,
2016
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет,
М.: Мозаика-Синтез, 2015
Костюченко М.П. Комплект тематических карт. Сезонные прогулочные карты на каждый день.
Старшая группа. Осень. Зима. Весна, Волгоград «Учитель», 2017
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы
эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое
пособие-М.: Генезис.2002
ОО Речевое развитие
В.В. Гербова Развитие речи в детском саду 5-6 лет. Старшая группа.- М.:Мозаика-синтез,2016
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий для работы с детьми
с ЗПР 5–6 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с
детьми с ЗПР 5–6 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.

Хрестоматия для чтения в детском саду и дома: 5-6 лет. – М: Мозаика-Синтез, 2016
ОО Познавательное развитие
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие математических представлений. Конспекты занятий для
работы с детьми с ЗПР 5–6 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.

О.В.Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.- М.:
Мозаика – Синтез, 2016 г.
О.А.Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду 5-6 лет. Старшая группа. – М.:
Мозаика – Синтез, 2016 г.
Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.4-7
лет. - М.: Мозаика – Синтез, 2015 г.
Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова. Развитие познавательных способностей дошкольников.
4-7 лет. - М.: Мозаика – Синтез, 2016 г.
Л.Ю.Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для
занятий с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. ФГОС М, Мозаика-Синтез, 2015
Костюченко М.П. Комплект тематических карт. Сезонные прогулочные карты на каждый день.
Старшая группа. Осень. Зима. Весна, Волгоград «Учитель «, 2017

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».