Логоритмика

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка ..................................................................................... 3
1.1.2 Цель и задачи программы.............................................................................. 3
1.1.3 Основные принципы программы ………………………………………….3
1.1.4 Характеристика детей с ТНР, ЗПР (ОНР) .................................................... 4
1.2 Планируемые результаты .................................................................................6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы ................... 7
2.2 Содержание педагогической работы ............................................................. .9
2.3 Комплексно – тематическое планирование ..................................................10
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Структура занятия ........................................................................................... 19
3.2 Особенности взаимодействия с родителями ............................................... 19
3.3 Особенности организации предметно-пространственной
развивающей образовательной среды ................................................................. 20
3.4 Система мониторинга .................................................................................... 21
Список литературы ............................................................................................... 23
Приложения .......................................................................................................... 24

3

1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка.
Программа по логоритмике распланирована по календарным неделям. В
планировании
представлены тематические недели, а также автоматизация и
дифференциация звуков в соответствии с лексической темой занятия. С учётом лексической
темы, автоматизируемых и дифференцируемых звуков в речи детей старшего дошкольного
возраста подобранны речевые игры, дыхательные и артикуляционные упражнения,
пальчиковые гимнастики, упражнения на координацию речи с движениями, динамические
и фонопедические упражнения, чистоговорки и скороговорки, речевые и ритмические игры,
песни и вокализы, музицирование на детских музыкальных инструментах и театральные
этюды, коммуникативные и подвижные игры, танцы и хороводы.
1.1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для преодоления речевых нарушений
у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со
словом и музыкой.
Задачи программы:
развивать речевое дыхание;
развивать подвижность артикуляционного аппарата;
развивать фонематическое восприятие;
формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
активизировать и расширять словарный запас;
формировать грамматический строй речи и связную речь;
развивать чувство ритма и слухового внимания;
способствовать формированию правильного произношению звука,темпа и ритма речи.
1.1.3.Основные принципы программы
Принцип научности. Подкрепление коррекционного
обоснованными и практически апробированными методиками.

материала

научно

Принцип комплексности педагогического взаимодействия. Занятие по
логоритмике планируется и проводится логопедом и упражнения закрепляются
воспитателем группы.
Принцип системности. Логоритмические занятия проводятся систематически,
т.е. каждую неделю и взаимосвязаны с программой работы ДОУ.
Принцип последовательности. Каждая из задач программы логоритмики
реализуется в процессе поэтапной работы, постепенного усложнения (от простого к
сложному) и повторяемости
материала.
Принцип учета уровня развития ребёнка.
Коррекционная работа речевого развития дошкольников строится на основе
сохранных психических функций (память, восприятие, внимание, мышление) и
индивидуальных способностей каждого ребёнка, учитывая возрастные особенности.
Принцип отбора речевого материала. Правильно подобранный речевой материал
выступает как одно из важных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в

котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания.
Принцип результативности. Получение положительного результата
коррекции речевого развития каждого ребёнка.
1.1.4. Характеристика детей с ТНР, ЗПР (ОНР).
Дошкольники с общим недоразвитием речи - это дети с поражением центральной
нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными
особенностями психической деятельности.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, прикотором у
детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее
начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм,дефект произношения и фонем
образования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех
компонентов речевой деятельности.Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению
с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций,
психической активности.
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие
состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи
(Нищева Н.В.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены,
активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний,
звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой.
Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова
используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена
названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи
преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но
тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа
существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит
диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого
развития
речевая
активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется засчет обиходной
предметной и глагольной лексики. Возможно использованиеместоимений, союзов и иногда
простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые
нераспространенные предложения.При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении
грамматических
конструкций,
отсутствует
согласование
прилагательных
существительными,отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной
речизначительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, неформирован
предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми
действиями взрослых,
растительным, животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и
основных цветов. Типичны грубыенарушения слоговой структуры
и
звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность
фонетической
стороны речи (большоеколичество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных
конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться
5

неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки
словообразования.
названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи
преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но
тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа
существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит
диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Ребенок
образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы
движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от
существительных. Отмечаются множественные аграмматизмы в восприятии речи,
основными симптомами аграмматизма в восприятии речи у детей являются: затруднённое
восприятие предложений, в которых семантические роли участников могут быть обращены
(так, например, кошка преследует собаку понимается хуже, нежели кошка пьёт молоко,
потому что ситуация «молоко пьёт кошку» невозможна); затруднённое восприятие
предложений с порядком слов, отклоняющимся от базового для данного языка;
затруднённое восприятие предложений со сложной синтаксической структурой по
сравнению с более простыми. Симптомы аграмматизма, связанного с восприятием речи,
могут быть выявлены в ходе предложения педагогом ребенку определить, какой из
демонстрируемых рисунков соответствует предъявляемому предложению. Ребенок может
неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и
числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение
звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут
выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится
произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и
четырехсложные слова вслед за взрослыми,но искажает их в речевом потоке. Понимание
речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов,
выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Нищева Н.В.) характеризуется
незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается
недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с- с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны
своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности
ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения.
Следствием этого является искажение звуко наполняемости слов в различных
вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление
«смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонем образования.
Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоциональнооттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в
образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при
планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что
обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей
представляют сложные предложения с разными придаточными. Дети с общим
недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития
сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

6

1.2.Планируемые результаты работы.
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно- развивающего
процесса средствами логопедической ритмикисвидетельствуют, следующие показатели:



сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим



сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со

темам;
словами;



сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания;



сформированность
артикуляционного аппарата;

произносительных

навыков,

подвижности



способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно в слоговых
рядах, словах и в связной речи;




способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения;

способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и
бега;



способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев
рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;




положительные результаты речевой диагностики.
улучшение результатов диагностик речевого развития.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Формы, способы, методы реализации программы
Программа по логоритмике разрабатывалась для организации занятий
коррекции речевого развития дошкольников с ОНР.
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в
течение учебного года, в период с октября по май, один раз в неделю, во вторую половину
дня. Продолжительность одного занятия - 30 минут. Программа включает в себя 31 занятие.
Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме, в рамках изучения которой
расширяется и активизируется словарный запас, отрабатываются грамматические темы,
ведется работа над артикуляционной, мелкой и общей моторикой и высших психических
функций.
Специально для программы подобрана диагностика, речевой материал,
музыкальный репертуар, материалы и оборудование, используемые назанятиях.
Методы, приёмы реализации образовательной программы.
Для обеспечения эффективного взаимодействия логопеда и детей в ходе
реализации образовательной программы используются различные методы и приемы.
Методы
П Приемы
ННаглядные

7




Наблюдение;
Демонстрация наглядных пособий
(предметов, картинок, репродукций, слайдов,
видеозаписей).




показ способов действий;
показ образца.






вопросы;
указание;
пояснение;
объяснение.

ССловесные




Рассказ;
Беседа.

ИИгровые





внезапное
появление
Дидактическая игра;
Воображаема объектов;

выполнение
я ситуация (с ролями, игровыми действиями,
педагогом
игровыхдействий;
соответствующим
игровым

загадывание и
оборудованием)
отгадываниезагадок;

введение
элементовсоревнования;

создание игровой ситуации.
ППрактические



Упражнение
(подражательно-исполнительского
характера,творческие).

Данные методы и приёмы направлены на развитие двигательной, игровой,
речевой, музыкально-ритмической деятельности детей.
2.2. Содержание педагогической работы.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие виды упражнений:
Динамические упражнения регулируют мышечный тонус, развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют
своим телом, их движения становятся точными и ловким.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как чёткая
артикуляция – основа хорошей дикции. Такие упражнения позволяют уточнить правильное
звукопроизношение, развивают подвижность языка, челюсти, губ и укрепляют мышцы
глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушение речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и
правильное распределение выдоха.
Фонопедические упражнения (по В. Емельянову) развивают голосовые связки
и певческие навыки дошкольников.
Упражнения на развитие внимание и памяти помогают развиватьвсе виды
памяти (зрительную, слуховую, моторную) и активизируют внимание детей, способность
быстро реагировать на смену деятельности.
8

Чистоговорки, скороговорки обязательны на каждом занятии для
автоматизации и дифференциации звуков. При проговаривании язык тренируется
выполнять правильные движения, отрабатывается чёткое, ритмичное произношение фонем
и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры используются в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах и другие. Использование
простейшего стихотворного текста (русские народные песни, потешки, прибаутки,
считалки, дразнилки) способствуют быстрому запоминанию игры и облегчают выполнение
логоритмических задач.
Ритмические игры помогают развивать чувства ритма, темпа, метра
(акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребёнку лучше ориентироваться в
ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,
эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; помогает укреплять голосовой аппарат
ребёнка, способствует автоматизации гласных звуков. Пение является методом,
регулирующим дыхание, помогает расширять грудную клетку и вырабатывать плавную
полнозвучную речь. Процесс развития певческих способностей у детей с нарушениями речи
направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию
голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки развивают подвижность пальцев и напрямую
связаны с развитием речи. Проводятся чаще под музыку, тексты пропеваются или музыка
звучит фоном.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментахпомогает
развивать мелкую моторику, чувства ритма, метра, темпа, улучшает внимание,
музыкальную память и другие психические процессы. Способствует развитию
ритмического слуха, стимулирует развитие определённых зон головного мозга, которые в
свою очередь влияют на развитие речи, умственной активности, логического мышления,
памяти, зрительного и слухового восприятия ребёнка. Формирует у дошкольника
усидчивость и умение концентрировать внимание.
Коммуникативные игры и танцы способствуют развитию динамической
стороны, общения, эмпатии, эмоциональности, выразительности невербальных средств
общения, позитивного самоощущения. Формирует у ребёнка умение увидеть в другом
человеке его достоинства, обучает умению сотрудничества.
Подвижные игры, физминутки помогают тренировать у детей координацию
слова и движения, развивать память, быстроту реакции и смену движений. Эти игры
воспитывают у детей чувства коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают
детей выполнять правила игры.
Музыкально – ритмические движения помогают активизировать физические
силы, выработать грацию, координацию движений, укрепляют и развивают мышцы,
улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.
Музыкально – самостоятельная деятельность развивает проявление
творческой инициативы (двигательные импровизации, игры – драматизации, игрыритмодекламации).

9

2.3. Комплексно-тематическое планирование
№
п/п

Название занятия

Содержание

1

В гостях у
лесовичка
(Осень,
осенний лес,
деревья
осенью)

Песня-игра «Листочки» (7, с.16)
Двигательные упражнения «Прогулка в лес»
(10, с.8)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Игра «Деревья» (11, с.9)

Упражнение для передачи ритмического
рисунка «Капли» (11, с.28)

Артикуляционная гимнастика

Коммуникативный танец-игра «Поиграем
веселей» (3, с.6)

Дыхательное упражнение «Ветерок» (17, с.65)

Дыхательно- голосовые упр.- АУ, УО, АО,
ОА; ИА, УА, ИУ.

2

В огороде и в саду
(Овощи, фрукты)

3

Лесной магазин.
(Грибы. Ягоды)



4

Марья-искусница







Упражнение на развитие общей моторики «На
огороде» (9, с.16)

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды…» (15,
с.131)

Ритмическое упражнение «Повтори, дружок за
мной» (20, с.4)

Упражнение на развитие координации речи с
движением «Грядка» (15, 199)

Массаж «Капуста» (17, с.110)

Пение «Груша» (5, с.13)

Упражнение на развитие мимики «Лимон»,
«Яблочное повидло»

Пальчиковая гимнастика «Апельсин» (15, с.251)

Упражнение на развитие общих речевых навыков,
координации речи и движения, развития мелкой моторики
«Садовник» (15, с.251-252)

Хороводная игра «Яблоня» (15, с.136)

Фонопедическое упражнение «Эхо» (Вопрос-ответ)
(17, с.83)

Упражнение на развитие координации «По ягоды»
(15, с.140)

Упражнение на развитие мимики «Малиновое и
клюквенное варенье»

Пальчиковая игра «Грибочки» (17, с.122)

Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» (8,
с.6-7)

Песня «Загадка» (2, с.47-48)

Коммуникативная игра-танец «Веселые пары» (3,
с.14-15)
Логопедическая распевка «Платье», «Брюки» (5,
с.17-18)
10

Месяц
Октябрь

5

(Одежда)



Упражнение на развитие общей и мелкой моторики
«Электрическая швейная машина» (4, с.177)

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» (10, с.9)

Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» (8,
с.6-7)

Ритмическое упражнение «Повтори, дружок за
мной» (20, с.4)

Ком.танец –игра «Перекрестный танец» (3, с.27)

Обувной магазин
(Обувь)


Двигательные упражнения «Сапожная мастерская» Ноябрь
(«нитка с иголкой», «молоточки», «чистка») по плану
логопеда

Логопедическая распевка «Ботинки», «Тапки» (5,
с.18-19)

Упражнение на развитие мимики («Новые туфли»,
«Ботинки порвались», «Грязные башмаки») по плану
логопеда

Упр.на коррекцию речи и движения «Башмачок» (11,
с.119)

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» (15,
с.146)

Коммуникативный танец-игра «Сапожники» (3, с.29)

6
Наша
Родина
– 
Фонопедическое упражнение «Глобус» (13, с.40)
Россия.

Песня «Родной край» (2, с.48-49)
(Россия. Наш край) 
Упражнение на развитие координации «Береза» (15,
с.318)

Артикуляционная гимнастика по плану логопеда

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» (10, с.9)

Упражнение на развитие координации, общей
моторики «Мы на лыжах в лес идем» (17, с.71)

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг» (10, с.9)
7

8

Магазин
(Игрушки)

игрушек 
Упражнение на развитие общей моторики
«Игрушки» (8, с.5)

Песня «Лягушки и журавлики» (2, с.38-40)

Артикуляционная гимнастика по плану логопеда.

Упражнение
на
развитие
координации
и
правильного дыхания «Журавли учатся летать» (15, с.258)

Коммуникативная игра-танец «Веселые пары» (3,
с.14-15)

Пальчиковая гимнастика «Птичка» (9, с.24)

Федорино горе
(Посуда)

Логопедическая распевка «Тарелка», «Чашка» (5,
с.21-22)

Упражнение на развитие творческого воображения,
общих речевых навыков «Чайник» (15, с.153-54)

Пальчиковая гимнастика «Посуда» по плану
логопеда


11

Речевая игра с муз.инструментами «Кухонный
оркестр» (17, с.137)

Коммуникативная двигательная игра «Тамдипесенка» (17, с.51-52)


9

10

Снеговик
письмо
(Зима)

принес 

Фонопедическое упражнение «Метель» (10,с.74)
Декабрь
Песня «Елка» (14, ч.3, с.99)
Речевая игра с движением «Снеговик» (17, с.139)
Упражнение на развитие выразительности речи,
мимики и движений «Снеговички и сосульки» (17, с.78-79)

Упражнение на развитие координации и ритма
«Зима» (7, с.41)

Игра «Зимняя пляска» (8, с.20)

Комплекс дых.упр. «Погреемся» (17,с.72)




У бабушки в деревне 
(Домашние

животные)


Фонопедическое упражнение «Метель» (10,с.74)
Песня «Елка» (14, ч.3, с.99)
Речевая игра с движением «Снеговик» (17, с.139)

Упражнение на развитие выразительности речи,
мимики и движений «Снеговички и сосульки» (17, с.78-79)

Упражнение на развитие координации и ритма
«Зима» (7, с.41)

Игра «Зимняя пляска» (8, с.20)

Комплекс дых.упр. «Погреемся» (17,с.72)

11

В мире животных
(Дикие животные)

Логопедическая распевка «Звери» (5, с.26-27)
Песня «Ежик» (14, ч.3,с.104)
Упражнение на развитие общей моторики «Про
медведя» (8, с.14)

Чистоговорка с массажем «Кенгуру» (17, с.94)

Пальчиковая сказка «Рукавичка» (17,с.74-76)

Упражнение на развитие мимики и звукоподражания
«Зоопарк» (4, с.178)

Арт.гимнастика «Обезьяны» (10, с.129)

12

Новый год
(Зимние забавы)





13

Новоселье
(Мебель)









Фонопедическое упражнение «На коньках» (17, с.84)
Речевая игра «Ты, мороз» (17, с.74)
Упражнение на развитие общей моторики «Игра в
снежки» (8, с.17)

Артикуляционная гимнастика «Катание на санках»
(11,с.59)

Упражнение на развитие координации и ритма
«Зима» (7, с.41)

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»
(17,с.72)
Логопедическая распевка «Стул» (5, с.19)
Январь
Песня «Ночь прошла» (14, ч.1, с.19)
Пальчиковая гимнастика «Наша квартира» (15,

с.279)
12

Артикуляционная гимнастика по плану логопеда
Упражнение на развитие общей и мелкой моторики
«Теремок» (8, с.20-21)

Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» (3,
с.7)

Коммуникативная игра «Улыбнуться не забудь» (19,
с.42)



14

Паровозик
из 
Фонопедическое упражнение «Паровоз привез нас
Ромашково
лес» (17, с.88-89)
(Виды транспорта) 
Песня «Мчится паровоз» (14, ч.3, с.107)

Пальчиковая игра «Веселится детвора» (17, с.122)

Упражнение на развитие координации «Самолет»
(15, с.174)

Упражнение на развитие координации «Теплоход»
(15, с.174)

Упражнение на развитие координации «На шоссе»
(15, с 292)

Дыхательная гимнастика «Насос» (13, с.38)

15

В мире профессий

Фонопедическое упражнение «Космонавт» (Ракета),
(Профессии
на «Ракета приземлилась» (17, с.83, 84)
транспорте)

Упражнение на развитие общей моторики и
координации «Ракета» (15, с.202)

Логопедическая распевка «Песенка шофера»
(Грузовик) (5, с.27-28)

Упражнение на развитие координации «Летчик» (15,
176-177)

Пальчиковая гимнастика «Пилоты» (10, с.114)

Упражнение на развитие координации «На шоссе»
(15, с 292)

Дыхательная гимнастика «Насос» (13, с.38)

16
Приключения
вороны
(Зимующие птицы)

17

Фонопедическое упражнение «Метель» (10,с.74)
Февраль
Логопедическая распевка «Ворона», «Воробьишка»
(5, с.25)

Упражнение на развитие ритма «Воробьи,
воробышки» (7, с.37-38)

Игра «Зимняя пляска» (8, с.20)

Пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка» (15,
с.258)

Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» (3,
с.7)

Упражнение на дыхание «Ворона» (7, с.34)



У меня зазвонил 
Коммуникативная игра «Провода» (по плану
телефон
логопеда)
(Электроприборы)

Логопедическая распевка «Девочки и мальчики» (8,
с.7)

13

Пальчиковая гимнастика «Телефон» (по плану
логопеда)

Игра на развитие ритма (на м/инструментах)
«Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) (11, с.174)

Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» (8,
с.6-7)

Упражнение на развитие общей и мелкой моторики
«Электрическая швейная машина» (4, с.177)

Игра на расслабление «Пылесос и пылинки» (9, с.64)


18

Защитники Отечества 
(23 февраля)


Фонопедическое упражнение «Салют» (13, с.39)
Песня «Гимн февралю» (14, ч.2, с.50-51)

Игра «Оловянный солдатик» (8, с.5)

Игра на развитие ритма (на м/инструментах)
«Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) (11, с.174)

Пальчиковая гимнастика «Аты-баты» (11, с.106-107)

Речевая игра «Барабанщик» (11, с.105)

Упражнение на развитие координации «Самолет»
(11, с.81)

19

Как Незнайка ходил 
в магазин

(Продукты питания) 

Логопедическая распевка «Каша» (5, с.21)
Артикуляционная гимнастика «Пирожки» (10, с.101)
Пальчиковая гимнастика «Чебурек» (11, с.164)

Упражнение на дыхание «Каша кипит» (9, с.15)

Упражнение на развитие мимики «Конфета»,
«Горячий чай» (7, с.53)

Коммуникативная игра «Пирожки» (17, с.76)

20

О
чем
плачет
сосулька
(Весна.
Растительный мир)

21

Как Зайчонок маму 
Логопедическая распевка «Мамочка» (5, с.24)
искал

Песня «Ночь прошла» (14, ч.1, с.19)
(8 марта)

Артикуляционная гимнастика «Обиделась мама»
(10, с.120)

Игра « С любовью к маме» (8, с.9)

Коммуникативная игра «Пирожки» (17, с.76)

Упражнение-игра «Ходьба на носках и пятках» (2,
с.9-10)

Ком.танец –игра «Перекрестный танец» (3, с.27)


Фопедическое упражнение «Голоса вьюги весной» Март
(17, с.82)

Пальчиковая гимнастика «Веселый художник» (17,
с.123)

Песня «Травка-муравка» (14, с.24)

Артикуляционная гимнастика «Белка шишку
грызет» (11, с.17)

Упражнение на развитие координации «Клен» (15,
с.190-191)

Коммуникативный танец –игра «Перекрестный
танец» (3, с.27)

14

22

В лесу весной

Фонопедическое упражнение «В лесу весной» (9,
(Весна.
Животный с.81-82)
мир)

Песня «Целебные звуки» (14, с.83)

Упражнение на развитие координации «Солнышко»
(15, с.333)

Пальчиковая сказка «Рукавичка» (17,с.74-76)

Упражнение на развитие мимики «Лиса» (10, с.106)

Артикуляционная гимнастика «Белка шишку
грызет» (11, с.17)

Коммуникативная двигательная игра «Тамдипесенка» (17, с.51-52)

23

Волшебная шляпа
(Головные уборы)

24

Космические
путешественники.
(Космос)

Песня «Музыка, здравствуй» (14, ч.1, с.102)
Двигательная игра «Нитка с иголкой» (разные виды
«швов»: ходьба «змейкой», поскоки, галоп) по плану
логопеда

Упражнение на развитие общей и мелкой моторики
«Электрическая швейная машина» (4, с.177)

Пальчиковая гимнастика «Головные уборы» по
плану логопеда

Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» (8,
с.6-7)

Коммуникативный танец –игра «Перекрестный
танец» (3, с.27)






Логопедическая распевка «Космонавты» (5, с.21)
Апрель
Артикуляционная гимнастика «Конфеткка» (10,

с.101)

Пальчиковая гимнастика «Мы планеты помчитаем»
(11, с.164)

Упражнение на дыхание «На корабле» (9, с.15)

Упражнение на развитие мимики «Конфета»,
«Горячий чай» (7, с.53)

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг» (10, с.9)

25

Петушок – золотой 
гребешок

(Домашние птицы) 23)

Фонопедическое упражнение «Петушок» (10,с.42)
Логопедическая распевка «Утки», «Петух» (5, с.22-

Песня «Гуси» (14, ч.2, с.78)
Пальчиковая гимнастика «Кря-кря»
Игра на развитие творческих способностей и
воспитания выдержки «Гусь» (11, с.178-179)

Упражнение -игра на развитие речевого дыхания
«Куры, гуси» (4, с.175-176)




26

Рассказ
лягушки- 
Упражнение на развитие общей моторики
путешественницы. «Журавль» (8, с.5)
(Перелетные птицы) 
Песня «Лягушки и журавлики» (2, с.38-40)

Артикуляционная гимнастика.

15


Упражнение
на
развитие
координации
и
правильного дыхания «Журавли учатся летать» (15, с.258)

Коммуникативная игра-танец «Веселые пары» (3,
с.14-15)

Пальчиковая гимнастика «Птичка» (9, с.24)

27

Дом, в котором мы 
живем.

(Дом. Город.)


Фонопедическая игра «Строим дом» (13, с.39)
Песня «Мы в городе родились» (14, ч.1, с.22)
Пальчиковая игра «Песочный дом» (17, с.121)

Ритмическая игра «Молоток» (10, с.121-122)

Артикуляционная гимнастика «Маляры» (10, с.125)

Упражнение на развитие общей и мелкой моторики
«Теремок» (8, с.20-21)

Коммуникативная игра «Ворота» (9, с.26)

28

В
траве
кузнечик.
(Насекомые)

сидел 





Фонопедическое упражнение «Муха» (9, с.54)
Песни «Комар», «Жуки» (14, ч.1, с.98,99)
Артикуляционная гимнастика «Муравьи» (10, с.172)
Пальчиковая гимнастика «Кокон» (10, с.166-167)
Дыхательная гимнастика «Поймаем бабочку» (13,

с.38)
Упражнение на развитие общей моторики «В
полюшке за бугром» (8, с.11)

Коммуникативный танец-игра «Поиграем веселей»
(3, с.6)


29

30

31

На
парад
идут 
Фонопедическое упражнение «Салют» (13, с.39)
солдаты

Игра на развитие ритма (на м/инструментах)
(День Победы)
«Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) (11, с.174)

Пальчиковая гимнастика «Аты-баты» (11, с.106-107)

Артикуляционная гимнастика «Парад» (10, с.112)

Речевая игра «Барабанщик» (11, с.105)

Упражнение на развитие координации «Самолет»
(11, с.81)
Приключения
Буратино
(Школа)

Здравствуй лето!
(Итоговое)

Фонопедическая гимнастика «Буратино на уроке»
(11, с.171-172)

Пальчиковая гимнастика «В школу скоро я пойду»
(15, 341)

Пение «До свиданья, сад!» (2, с.37)

Речевая игра «Эхо» (11, с.161)

Упражнение на развитие координации движений
«Раз-два» (11, с.170)

Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» (3,
с.7)


Песня «Музыка, здравствуй» (14, ч.1, с.102)
Пальчиковая гимнастика «Наша группа» (15, с.179)
Комплекс артикуляционной гимнастики «Котик
Рыжик в детском саду» (17, с.70)

Речевая игра «Эхо» (11, с.161)




16

Май

Упражнение на развитие мелкой моторики и ритма
«Упражнение с деревянными палочками» (19, с.38)

Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» (3,
с.7)


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Структура занятия
Структура
занятия
включает
следующие
подготовительный(вводный), основной и заключительный.

этапы:

водная часть включает в себя:
приветствие;
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа иритма
движений;

I
-

- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечноготонуса.
основная часть включает в себя:
- развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;

II

- упражнения на развитие внимания, памяти;
- упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
- упражнения на развитие координации речи с движением;
- упражнения на развитие координации пения с движением;
- слушание музыки для снятия напряжения;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

III заключительная часть включает в себя:
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
- упражнения на релаксацию.
3.2.Особенности взаимодействия с родителямиФормы работы с
родителями:





Посещение родителями открытых занятий;
Индивидуальные и коллективные консультации;

Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой
педагогами работе.
3.3 .Особенности организации предметно-пространственной
развивающей образовательной среды
17

Логоритмические занятия проводятся в музыкальном зале с использованием
специального оборудования и материалов.



Оборудование: зеркала, фортепиано, музыкальный центр, проектор, экран,
ноутбук, набор аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания музыкально ритмических упражнений.



Атрибуты: маски и костюмы зверей, птиц, игрушки, массажные мячи, ленты,
обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи овощей и фруктов и т.д.



Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, деревянные
ложки, дудки, колокольчики, металлофоны, бубенчики, трещотки, деревянные палочки,
маракасы, шумовые инструменты, ксилофон.
3.4.Система мониторинга.
Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе).
Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом с целью
исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма,
умения ориентироваться в пространстве, общей и мелкой моторики, речевой моторики.
Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий.
Повторное исследование проводится в конце учебного года, чтобы проследить динамику
изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических
занятий.
Критерии:
Слуховое внимание
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен,
погремушка, дудочка, колокольчик»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди,
сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма
1- й элемент:
- - .. 2й элемент: - .. - 3й элемент: - - …
4й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.По 1 баллу
за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди,
сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений
сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить
и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений,

точность движений,

темп движений,

координацию движений,
18



переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами
–
коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую
игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.

«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5,
5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1баллу.

Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее –
наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество баллов за четыре задания – 21 балл.Результаты
заносятся в сводную таблицу (Таблица 1).

19

Список литературы:
1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с
дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2005г.
2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.
– СПб.: «Детство – пресс», 1999г.
3. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. – СПб: «Музыкальная
палитра», 2004г.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: «ВЛАДОС», 2003г.
5. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная
пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные
педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и
дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2010г.
7. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. – Ярославль: Академия развития,
2006г.
8. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у
детей. – М.: Гном и Д, 2002г.
9. Картушина М,Ю. Зеленый огонек здоровья. СПб, 2004
10. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.:
«ТЦ Сфера», 2005г.
11. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 –7 лет. –М.:
«ТЦ Сфера», 2008г.
12. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: «ТЦ Сфера»,
2003г.
13. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная
методика коррекции артикуляционной расстройств. – СПб.: «Литера», 2007г.
14. Лазарев М.Л. Здравствуй! Книги песен ч.1-4 – М.: «Мнемозина», 2007г.
15. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001г.
16. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи
у детей/ под ред.Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, М.: «Просвещение», 2008г.
17. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду/ авт.-сост.
О.Н.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2010г.
18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2005г.
19. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 1. – М.: Гном и Д, 2001г.
20. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 2. – М.: Гном и Д, 2001г.
21. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 3. – М.: Гном и Д, 2001г.
22. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 4. – М.: Гном и Д, 2001г.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».