Содержание программы 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цель и задачи программы 1.3 Принципы и подходы к формированию программы Стр. 3 3 5 5 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Структура и содержание занятий 2.2 Планируемые результаты освоения программы 7 7 19 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Условия реализации программы. 3.2 Формы контроля результативности программы. 21 21 22 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Приложение 1 Приложение 2 23 24 26 I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Актуальность программы обусловлена тем, что современные дети живут в эпоху активной информатизации и разнообразных технических возможностей. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Лего-конструкторы дают детям возможность для экспериментирования и самовыражения. Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность легоконструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование легоконструированию, различных открывает образовательных возможности для областей реализации на занятиях новых по концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Легоконструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие самостоятельность, социальные ответственность, качества как любознательность, взаимопонимание, навыки активность, продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. Педагогическая целесообразность программы. На современном этапе развития нашей страны особую важность приобретает одна из самых важных функций образовательных учреждений: удовлетворение образовательных и творческих потребностей для реализации новых компетенций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов, посредствам проектной и конструкторской деятельности с использованием LEGO-конструктора. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу практическое и экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Адресат программы – программа предназначена для детей дошкольного возраста 5-8 лет. Уровень программы - базовый - уровень повышенной сложности, который предполагает более глубокое погружение в учебный материал. Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, по данному «Базовому уровню» сложности составляет 136 учебных часов; продолжительность одного года обучения (части образовательной программы) составляет 68 часов. Направленность программы – техническая. Легоконструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Срок освоения программы «Базовый уровень» – 2 года. Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю (8 занятий в месяц), продолжительность занятий для детей от 5 до 6 лет - 25 минут, для детей от 6 до 8 лет – 30 минут. Наполняемость группы: до 12 человек. Группы формируются исходя из запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Условия набора: принимаются все желающие. Форма обучения: очная. Форма занятий: групповая, индивидуально-групповая. Виды занятий: практическое занятие, беседа, открытое занятие, игра. Подведение итогов реализации программы: открытое занятие. Нормативно – правовые общеразвивающей программы: основания разработки дополнительной -Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; развития -Концепция дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». -Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 17956 от 27.10.2015 г. -Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) от 18.11.2015г. (№093242). -Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 СанПиН от 01.01.2021 (СП 2.4.3648-20). "Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 1.2. Цель и задачи программы Цель создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений посредством конструктора Лего. Задачи: Развивающие: -Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительное восприятие, воображение, мышление. -Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения. -Развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность дошкольников. -Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию у дошкольников. -Развивать мелкую моторику, речь, познавательную и исследовательскую активность детей. Обучающие: -Формировать у детей умения передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO и овладевать вариативными способами соединения деталей для решения конкретной конструктивной задачи. -Формировать умения детей использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы, модели. -Формировать стремление к самостоятельному творческому поиску объектов для конструирования. Воспитательные: -Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу. -Закреплять положительные эмоциональные чувства при достижении поставленной цели II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Структура и содержание программы Занятия с лего-конструктором - не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством педагога дополнительного образования в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с лего-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем. Совместная деятельность педагога и детей по легоконструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с лего-деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из лего–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана. Все темы, представленные в учебном плане, делятся на теорию и практику. Все занятия строятся в соответствии со следующими принципами: - от простого к сложному; -учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков; -активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей; -результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей. Конструирование может быть индивидуальным, парным и групповым. На занятии дошкольники проходят 4 этапа усвоения программы: 1- восприятие, 2мышление, 3- действие, 4- результат. По окончании каждого занятия ребенок видит результат своей работы. Отличительной особенностью конструирования является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Использование современных личностно-ориентированных технологий, направленных на партнёрство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребёнка Личностноориентированная технология Технология сотрудничества ИКТ - технологии Программное обеспечение и набор заданий «Построй свою историю» ЛЕГОконструирование Педагогическая технология - метод проектов Авторы: Дж. Дьюи, Направлена на гуманное отношение к детям и включает в себя: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения; отсутствие прямого принуждения; терпимость к детским недостаткам. И идет от ребенка к развитию его способностей. Поэтому педагоги должны создавать каждому ребенку ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы каждый день, проведенный ребенком в детском саду, приносил ему радость; предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в специфических для дошкольников видах деятельности. Направлена на создание основы для коммуникативного взаимодействия, приводит к повышению статуса ребенка в социальных контактах и повышению компетентности ребенка в разных видах детской деятельности и в области отношений с другими людьми. Специально разработанное приложение позволяет детям записывать и представлять свои истории. При помощи веб-камеры, цифрового фотоаппарата и других подобных устройств дети под руководством взрослого могут снимать построенные образы из историй и импортировать их в программу. Программа позволяет пользователям выбирать из множества существующих письменных шаблонов или создавать свои собственные записи. одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. ЛЕГО в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу своей педагогической универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём ЛЕГО конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки воспитанников. Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. Именно ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (ее технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или В. Килпатрик Игровые педагогические технологии: иным образом. Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей не только личностных, интеллектуальных, физических качеств, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей. Создание творческой атмосферы обучения творчеству Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности); развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения); воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности); социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды). Учебный план первый год обучения «Базовый уровень» № Вид занятия (3 - 6 лет) 1 Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор» 2 2 «Постройка ограды (вольер) для животных» Игра «Волшебный мешочек» «Строим зоопарк» Игра «Чего не стало» «Жираф и слон» Игра «Собери модель» «Дети» Игра «Что изменилось» «Заюшкина избушка» Игра «Отгадай» «Дед Мороз» Игра «Найди деталь такую же, как на карточке» «Птичья столовая», «Зимующие птицы» Игра «Собери модель» «Домашние животные» Игра «Запомни и выложи ряд» «Автомобиль» Игра «Светофор» 4 3 4 5 6 7 8 9 10 4 4 4 4 4 4 4 4 11 12 13 14 15 16 17 18 «Самолет» «Плывут корабли» Игра «Что изменилось» «Беседка» Игра «Чья команда быстрее построит» «Ракета и космонавт» 4 4 Робот Игра «Запомни расположение» Конструирование по замыслу Игра «Лабиринт» Итоговое мероприятие Ежегодный конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению» 4 Итого: 68 4 4 4 4 2 Первый год обучения «Базовый уровень» (5-6 лет) № Тема Колво часо в 1 Ознакомительное занятие 2 «LEGOконструктор», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу 2 «Постройка ограды (вольер) для животных» Игра «Волшебный мешочек» 4 «Строим зоопарк» Игра «Чего не стало» 4 3 Содержание деятельности Теория Практи ка Теория: -Знакомство с названиями Теория: деталей лего, учить различать и называть их. Практика: - Продолжение знакомства с LEGO. - Форма и размер деталей. - Варианты скреплений 0,5 1,5 1 3 1 3 Теория: Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Практика: -Виды крепежа - Исследование цвета. - Конструирование на свободную тему Теория: - Различные формы деталей - Словарь LEGO Практика: - Конструирование на свободную тему «Жираф и слон» Игра «Собери модель» 4 5 «Дети» Игра «Что изменилось» 4 6 «Заюшкина избушка» Игра «Отгадай» 4 7 «Дед Мороз» Игра «Найди деталь такую же, как на карточке» 4 8 «Птичья столовая», «Зимующие птицы» Игра «Собери модель» 9 4 10 1 3 Теория: - Различные формы деталей Практика: Учить строить мальчика и девочку из лего- конструктора «Дупло». 1 3 Теория: Учить анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект. Практика: Дети договариваются и парами расходятся к набору конструктора. Строят дом. (Конструирование по инструкции) Теория: Закреплять навыки анализа объекта по образцу, выделять его составные части. Практика: Конструирование Деда Мороза по схеме. Практическая помощь (при необходимости). 1 3 1 3 4 Теория: Познакомить с обитателями птичьего двора. Практика: Учить строить по предложенным схемам, инструкциям. 1 3 «Домашние животные» Игра «Запомни и выложи ряд» 4 Теория: Закреплять представления многообразии животного мира. Практика: Конструирование по образцу. 1 3 «Автомобиль» Игра «Светофор» 4 1 3 Теория: - Различные формы деталей - Словарь LEGO Практика: - Конструирование на свободную тему Теория: - Беседы о видах и назначении транспорта о 11 «Самолет» 4 12 «Плывут корабли» Игра «Что изменилось» 4 13 «Беседка» Игра «Чья команда быстрее построит» 4 - Пожарная машина - Грузовик Практика: Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей. Теория: Формировать понятия: воздушный вид транспорта, закреплять знания о профессии лётчика. Практика: Учить строить самолёт по схеме, выделяя функциональные части Теория: Рассказать о водном транспорте. Практика: Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей. Теория: Дать представление архитектуре. 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 об Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). Практика: Учить строить беседку. 14 «Ракета и космонавт» 4 Теория: Рассказать о первом космонавте нашей страны. - Космический дом Практика: Учить строить ракету из лего конструктора. Продолжать учить работать со схемой. 15 16 Робот Игра расположение» Конструирование 4 «Запомни по 4 Теория: Познакомить с игрушкой робот. Практика: Учить строить робота из лего – конструктора. Практика: Строительство по замыслу детей замыслу Игра «Лабиринт» Упражнять детей в моделировании и конструировании из лего конструктора. 17 4 Практика: Строительство по замыслу детей Упражнять детей в моделировании и конструировании из лего конструктора. Закрепить полученные знания и конструктивные навыки, умение создавать замысел и реализовывать его. Развивать конструктивное воображение, мышление, память. 1 3 18 Итоговое мероприятие 2 Конкурс построек «Мир фантазий» Итоговое мероприятие «От замысла – к воплощению» Трансляция приобретенных умений и навыков - 1 - 1 Учебный план второй год обучения «Базовый уровень» № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Вид занятия Закрепление названий LEGO–деталей, способы крепления, строительство по замыслу Игра «Собери модель» «LEGO азбука» Игра «Запомни и выложи ряд» «Зоопарк» Игра «Запомни расположение» «Мой город» Игра «Выложи вторую половину узора, постройки» «Птичья столовая» «Пернатые друзья» Игра «Разложи детали по местам» «Новый год» «Снегурочка» Игра «Что лишнее?» «Новый год» «Дед Мороз» Игра «Найди «Транспорт специального назначения» Игра «Запомни и выложи ряд» «Машины будущего» Игра «Разложи детали по местам» «Аквариум» Игра «Таинственный мешочек» «Космическое путешествие» (6 - 8 лет) 2 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 16 «Мои любимые сказки» Игра «Запомни расположение» «Детский сад будущего» 17 «Детский сад будущего» 4 15 4 Итоговое мероприятие Ежегодный конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению» Итого: 18 2 68 Второй год обучения «Базовый уровень» (6-8 лет) № 1 2 3 4 Тема Колво часо в Закрепление названий 2 LEGO–деталей, способы крепления, строительство по замыслу Игра «Собери модель» «LEGO азбука» Игра «Запомни и выложи ряд» 4 «Зоопарк» Игра расположение» 4 Содержание Теория Практика 0.5 1.5 1 3 1 3 1 3 Теория: -Знакомство с названиями Теория: деталей лего, учить различать и называть их. Практика: - Продолжение знакомства с LEGO. - Форма и размер деталей. - Варианты скреплений Теория: Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Практика: -Виды крепежа - Исследование цвета. - Конструирование на свободную тему Теория: - Различные формы деталей - Словарь LEGO Практика: - Конструирование на свободную тему «Запомни 4 Теория: - Различные формы деталей - Словарь LEGO Практика: - Конструирование на свободную тему 4 Теория: 1 - Различные формы деталей Практика: Учить строить малые строительные формы. 3 6 4 3 7 «Птичья столовая» 4 «Пернатые друзья» Игра «Разложи детали по местам» Теория: 1 Учить анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект. Практика: Дети договариваются и парами расходятся к набору конструктора. Строят дом. (Конструирование по инструкции) Теория: 1 Познакомить с обитателями птичьего двора. Практика: Учить строить по предложенным схемам, инструкциям. 8 «Новый год» «Снегурочка» Игра «Что лишнее?» 4 Теория: 1 Закреплять навыки анализа объекта по образцу, выделять его составные части. Практика: Конструирование Снегурочки по схеме. Практическая помощь (при необходимости). 3 9 «Новый год» «Дед Мороз» Игра «Найди 4 Теория: 1 Закреплять навыки анализа объекта по образцу, выделять его составные части. Практика: Конструирование Деда Мороза по схеме. Практическая помощь (при необходимости). 3 10 11 «Транспорт специального назначения» Игра «Запомни и выложи 4 4 Теория: Формировать понятия: воздушный вид транспорта, закреплять знания 3 3 5 «Мой город» Игра «Выложи вторую половину узора, постройки» 1 1 3 ряд» о профессии лётчика. Практика: Учить строить самолёт по схеме, выделяя функциональные части «Машины будущего» Игра «Разложи детали по местам» 4 13 «Аквариум» Игра «Таинственный мешочек» 4 14 «Космическое путешествие» 4 12 1 3 Теория: 1 Познакомить с обитателями аквариума Практика: Учить строить робота из лего – конструктора. Теория: 1 Рассказать о первом космонавте нашей страны. - Космический дом Практика: Учить строить ракету из лего конструктора. 3 Теория: Рассказать о машинах будущего. Практика: Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей. 3 Продолжать учить работать со схемой. 15 4 «Мои любимые сказки» Игра «Запомни расположение» Теория: 1 Рассказать о жанре сказка. Практика: Строительство по замыслу детей Упражнять детей в моделировании и конструировании из лего конструктора. Закрепить полученные знания и конструктивные навыки, умение создавать замысел и реализовывать его. 3 16 «Детский сад будущего» 4 Теория: 1 что такое детский сад. Практика: Строительство по замыслу детей Упражнять детей в моделировании и конструировании из лего конструктора. 3 17 «Детский сад будущего» 4 Теория: что такое детский сад. Практика: Строительство по замыслу детей 3 1 Упражнять детей в моделировании и конструировании из лего конструктора. 18 Итоговое мероприятие 2 Конкурс построек «Мир фантазий» Итоговое мероприятие «От замысла – к воплощению» Трансляция приобретенных умений и навыков 1 - 1 Формы организации обучения дошкольников конструированию. С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова: 1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного, материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. 2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу. 3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. 4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности. 5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее. 6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений. На занятиях используются следующие методы и приемы: Методы Приёмы Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе; работа по схемеинструкции показ, видео-просмотр. Информационнорецептивный Обследование лего- деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений. Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей; беседа, рассказ. Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Частичнопоисковый Решение проблемных задач с помощью педагога. Выполнение вариативных заданий 2.2 Планируемые результаты освоения программы «Базовый уровень» (5-8 лет) В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга - 2 раза в год. Формы отслеживания результатов за деятельностью детей: - наблюдение за деятельностью детей; - задания для самостоятельного выполнения; - общение с ребенком; - творческие занятия. Предметные результаты. К концу первого года обучения (3-6 лет) умеют: - сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия; - использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем; - строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой; - конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом; - сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей - располагать кирпичики, пластины вертикально; -правильно использовать детали строительного материала. К концу второго года обучения (6-8 лет) умеют: -знать и называть детали лего- конструктора; -проявлять инициативу и самостоятельность в работе с лего-конструктором; -развита познавательно-исследовательская и техническая деятельности; -способен выбирать технические решения; -создает простые и сложные, индивидуальные и коллективные постройки; -создавать постройки по образцу, по схеме, по воображению; -задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать; -обладает навыками работы по разработанной схеме; -способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения. Метапредметные результаты. У детей сформируются: -морально-волевые качества: старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности; -познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность; - качества самостоятельно договариваться друг с другом; У детей разовьются мелкая моторика рук, поисковая творческая деятельность, эстетический вкус. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 3.1 Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение программы. Помещение хорошо освещено. Учебное помещение оборудовано столами для работы с лего-конструктором. Перечень оборудования, инструментов и материалов: • парты • стулья • доска демонстрационная • учебные пособия • иллюстрационный материа • схемы • компьютер Конструкторы: 1. Мягкие кирпичи LEGO Soft. Базовый набор 2. Конструктор LEGO DUPLO («Набор с трубками», «Детская площадка», «Космос и аэропорт», «Большая ферма», «Службы спасения Городские жители», «Общественный и муниципальный транспорт», «Город», «Дикие животные», «Строительные машины», «Работники муниципальных служб» и др.) 3. Конструктор LEGO DUPLO базовый набор «Построй свою историю» 4. Мои первые конструкции. Базовый набор. Креативные карты для набора "Мои первые конструкции" 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Декорации LEGO Большие строительные платы DUPLO Большие строительные платы LEGO Конструктор LEGO SYSTEM Конструктор LEGO DUPLO «Первые истории» Конструктор LEGO DUPLO «Первые механизмы» Комплект заданий к набору «Первые механизмы» Кадровое обеспечение программы Для осуществления Программы требуются квалифицированные педагогические работники с педагогическим образованием по профилю. Уровень квалификации педагогических работников должен соответствовать квалифицированным характеристикам по соответствующей должности. 3.2 Формы контроля результативности программы Реализация программы не предполагает проведение аттестации. В процессе контроля после прохождения темы дети выполняют проблемно – творческие задания, организуются выставки, конкурсы, проводится наблюдение. По итогу освоения программы проводится открытое мероприятие. Изучение результативности образовательных результатов, обучающихся строится на основе: входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника. В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком с целью изучения его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.). В процессе контроля предполагается применение различных методов оценки: изучение продуктов деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, предложения небольших заданий), который представлен в приложении приложение№1 «Индивидуальный регистрационный лист динамики развития ребенка «Легоконструирование»; наблюдение за детьми, представлено в приложении №2 «Карта диагностического наблюдения для старшего дошкольного возраста». 4. Список использованной литературы. 1. Сажина С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические рекомендации: методическое пособие /С.Д. Сажина - М.:Т.Ц. Сфера, 2008. 2. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2017. «Творческий Центр Сфера» 3. Шайдурова В.Н. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие/В.Н. Шайдурова - М.:Т.Ц. Сфера, 2008. 4. Комарова Л.Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора Лего): методическое пособие/Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001. 5. Куцакова Л.В. Конструирование Программа и конспекты занятий. М., 2015. и художественный труд в детском саду. Приложение №1 Лист динамики развития ребенка по программе «Легоконструирование» для детей 3-6 лет Ф.И.О. ребенка Группа № Дата № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Показатели 3 Балл 2 1 Примечания Называет детали конструктора Работает по схемам Строит сложные постройки Строит по творческому замыслу Строит подгруппами Строит по образцу Строит по инструкции Умение рассказать о постройке Итого: 3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания; 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; 1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает. Высоким результатом можно считать средний балл от 2,3 до 3. Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла. Низкий уровень 1,4 балла и ниже. Лист динамики развития ребенка по программе «Легоконструирование» для детей 6-8 лет Ф.И.О. ребенка Группа № Дата № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Показатели Называет все детали конструкторов Строит более сложные постройки Строит по образцу Строит по творческому замыслу Строит по инструкции педагога Работает в команде Использует предметы заместители Работа над проектами Итого: 3 Балл 2 1 Примечания 3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания; 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; 1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает. Высоким результатом можно считать средний балл от 2,3 до 3. Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла. Низкий уровень 1,4 балла и ниже. Приложение №2 № Фами лия, имя ребен ка. 1 2 3 4 Умение работать в команде Умение работать самосто ятельно Карта диагностического наблюдения по программе «Легоконструирование» за детьми старшего дошкольного возраста Умение Умение Умение правильно правильно правильно конструировать конструиро конструиро поделку по вать вать инструкциям поделку по поделку по педагога с схеме образцу последующим достраиванием Умение правильн о конструи ровать поделку по замыслу Умение детей моделиро вать объекты по иллюстра циям и рисункам