1
Содержание
I
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации программы
1.3 Отличительные особенности программы
1.4 Направленность программы
1.5 Педагогическая целесообразность программы
1.6 Предполагаемые результаты освоения программы
II
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание программы
2.2 Структура занятий
2.3 Учебно-тематическое планирование
2.4 Перспективно-тематическое планирование
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ
3.1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
3.2 Методическое обеспечение образовательного процесса
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
3
3
4
5
6
7
8
10
10
11
11
12
20
20
21
22
2
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Предлагаемая
дополнительная
общеразвивающая
программа
«Ступеньки к школе» для детей старшего возраста готовит детей к обучению в школе,
осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Актуальность программы
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и
их родителей на программы подготовки детей к поступлению в первый класс, в частности,
программы по обучению грамоте.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно
обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного
образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и
самоценности каждого ребёнка. Поэтому создание программы дополнительного
образования для детей дошкольного возраста 6-7 лет в ДОО является актуальным.
Дополнительная общеразвивающая программа «Ступеньки к школе» по подготовке
детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомить
детей с общей картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать
больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.
Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и
на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы.
Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое
условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.
Дидактический стержень — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать,
сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности
— словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная
деятельность, связанная с эмоциональным переживанием.
Данная программа включает в себя: развитие речи и обучение чтению;
формирование элементарных математических представлений, пишу красиво- подготовка
руки к письму.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Цель программы: развитие мотивации учения дошкольников, ориентированный на
удовлетворение познавательных процессов, радость творчества; формирование
мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,
аналогия); развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения,
творческих способностей.
Задачи:
Задачи по развитию речи и обучению чтению:
-продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «буква», «слог»,
«слово», «предложение»;
-познакомить с правилами деления предложения и слова на части.
-развивать умение составлять предложения на заданную тему, по опорным словам,
составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок; пересказывать сказку,
рассказ с опорой на иллюстрацию;
-развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в
3
звуковой системе языка.
-обучать звуковому анализу слов, учить определять место звука в начале, середине и
конце слова; находить слова с определённым звуком;
-познакомить с гласными звуками, твердыми и мягкими согласными.
-научить правильно, плавно читать по слогам;
Задачи по математическому развитию:
подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями;
помочь усвоить общий принцип образования последующего числа добавлением
единицы к предыдущему, а также получения предыдущего числа удалением единицы из
последующего;
формирование понятий «поровну», «больше», «меньше»;
продолжать формировать умение группировать предметы по разным признакам;
познакомить
с приёмами сопоставления совокупностей предметов, с понятием
равенство и неравенство численностей множеств;
изучение количественных отношений, определение большего и меньшего числа
сочетая с тренировкой в счёте с участием различных анализаторов: в счёте звуков,
движений, в счёте предметов путём ощупывания;
упражнять детей в счёте групп, состоящих из однородных предметов;
деление целого на части;
раскрыть значение порядковых числительных и закрепить навыки
порядкового счёта в пределах 10;
закрепить представление о количественном составе из чисел от 2 до 5;
познакомить детей с количественным составом из единиц чисел 8 и 9;
познакомить детей с составом числа 10 из единиц;
дать представление о том, что при увеличении любого числа на 1 получается
следующее по порядку число;
дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается
предыдущее число;
продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел;
развивать понимание взаимно-обратных отношений между числами в пределах 10;
научить детей ориентироваться на листе бумаги;
обучение детей решению задач;
обучение детей составлению задач;
познакомить детей со структурой задачи;
обучение детей формулировке арифметических действий;
обучить детей приёмам вычисления, зарисовки задач;
ориентировка во времени и пространстве.
Задачи по подготовке руки к письму:
развитие тонкой моторики кисти ведущий руки (освоение по контуру рисунков, а
также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим
4
средством);
укрепление мышц кисти руки и пальцев.
К концу обучения по программе основным результатом должно стать формирование
у детей интереса к познанию, продвижение в развитии познавательных процессов.
1.3. Отличительная особенность программы
Отличительная особенность данной программы в том, что работа по программе не
допускает дублирования изучение материала первого класса, ориентирует не на уровень
знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего
развития.
Особенностью содержания является её интегрированная основа. Программа не
ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но носит развивающий
характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических,
социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является
психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание
для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей,
но и для их нормального психофизиологического состояния.
Особенности
развития
детей
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Дети много общаются с взрослыми, которые для них являются авторитетом.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой.
Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети
продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у
них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл.
Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из
которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в
зависимости от места в нем.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно
развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт.
Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По
собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со
сверстниками.
1.4 Направленность программы
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста
«Подготовка к школе» - это комплексная система занятий, упражнений, развивающих игр,
диагностических заданий, учебных материалов и имеет социально – гуманитарную
направленность. Они направлены на овладение математическими операциями и
мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а также на
подготовку детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом, на формирование
правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к
письму. Игровой материал помогает создать радостную атмосферу. Все задания
5
построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать
слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слова,
решать простые арифметические задачи, примеры, уметь сравнивать числа и т.д.
Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям
детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению. Потребность в
общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребёнка в игре к целенаправленному,
сосредоточенному запоминанию.
Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста,
их деятельности, результаты экспериментальной работы позволили определить
содержание систематической подготовки к обучению, которое направлено на выявление
индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и
эмоционально-волевой сферы.
1.5 Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в
последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования
детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую
форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому
ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности:
игровая, продуктивная (изобразительная), познавательная, развивающие упражнения,
элементарная математика, с помощью которых дети научатся читать, считать, решать,
писать, объяснять свои действия, строить умозаключения, получат много интересной
познавательной информации об окружающей действительности, что будет способствовать
развитию мышления и речи.
Вместе с тем, дополнительная общеразвивающая программа, основополагается
на:
− принципах образования, воспитания и развития детей старшего дошкольного
возраста, определяющих ее доступность (соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям), преемственность, личностно- ориентированную направленность,
психологическую комфортность (создание спокойной доброжелательной обстановки, вера
в силы ребенка), творчество (формирование способности находить нестандартные
решения), социализацию (обеспечение необходимого уровня сформированности
психических и социальных качеств ребенка, готовности к взаимодействию с окружающим
миром, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в
первом классе);
− формах и методах образования, воспитания и развития детей старшего
дошкольного возраста, предполагающих использование в процессе реализации
программного содержания дополнительной общеразвивающей программы: адекватных
возрасту детей методов образования и воспитания, методов проблемного обучения,
теоретических методов (сравнительно - сопоставительный анализ, обобщение, наглядноиллюстративный метод), эмпирических методов (прямое и косвенное наблюдение, анализ
продуктов деятельности воспитанников);
− методах контроля эффективности и качества организации образовательного
процесса,
предполагающих
использование самообследования и экспертного
оценивания результатов образовательного процесса.
1.6 Планируемые результаты освоения программы.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен:
1. Развитие речи и обучение чтению
6
Дети научатся:
выделять из слов звуки;
находить слова с определённым звуком;
правила деления предложения и слова на части;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения на заданную тему, по опорным словам,
составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
обсуждать с педагогом возникшую проблему, отвечать на поставленные вопросы
полным ответом, касающегося прослушанного текста;
по требованию преподавателя исправлять свою ошибку.
2. Формирование элементарных математических представлений:
усвоят общий принцип образования последующего числа добавлением единицы к
предыдущему, а также получения предыдущего числа удалением единицы из
последующего;
сформируются понятия «поровну», «больше», «меньше»;
смогут группировать предметы по разным признакам;
усвоят приёмы сопоставления совокупностей предметов, с понятием равенство и
неравенство численностей множеств;
изучат количественные отношения, определение большего и меньшего числа
сочетая с тренировкой в счёте с участием различных анализаторов: в счёте звуков,
движений, в счёте предметов путём ощупывания;
усвоят счёт групп, состоящих из однородных предметов;
усвоят деление целого на части;
усвоят значение порядковых числительных и закрепить навыки порядкового счёта
в пределах 10;
закрепят представление о количественном составе из чисел от 2 до 5;
усвоят количественный состав из отдельных единиц чисел 8 и 9;
ознакомятся с составом числа 10 из отдельных единиц;
получат представление о том, что при увеличении любого числа на 1 получается
следующее по порядку число;
получат представление о том, что при удалении единицы из любого числа
получается предыдущее число;
у детей сформируется представление о последовательности чисел; развивать
понимание взаимно-обратных отношений между числами в пределах 10;
научатся ориентироваться на листе бумаги;
обучатся решению задач;
обучатся составлению задач;
познакомятся со структурой задачи;
научатся формулировке арифметических действий;
научатся приёмам вычисления, зарисовки задач;
7
Ориентировка во времени и пространстве.
3. Пишу красиво – подготовка руки к письму:
научатся ориентироваться на странице тетради:
научатся работать по разлиновке в тетради с направляющей: писать основные
элементы букв, рисовать узоры, прямые и наклонные;
укрепятся мышцы кисти рук и пальцев.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание программы
Основные положения программы:
подготовка к школе носит развивающий характер;
не допускает дублирования программ первого класса;
помогает
освоить
специфику
социальных
отношений
(в семье,
со
сверстниками, с взрослыми);
обеспечивает формирование ценностных установок;
ориентирует
не на уровень
знаний,
а на развитие
потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
обеспечивает
постепенный
переход
от
непосредственности
к
произвольности;
организует
и
сочетает
в
единой
смысловой
последовательности
продуктивные виды деятельности;
готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы:
общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
развитие творческой деятельности;
развитие личностных компетенций;
поддержка и сохранение здоровья;
развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям
образования;
сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
В процессе обучения применяются такие формы:
1. Индивидуальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.
4. Игра.
Структура программы
Данная программа состоит из трех разделов:
8
развитие речи и обучение чтению;
формирование элементарных математических представлений;
подготовка руки к письму.
2.2 Структура занятий
Дополнительная общеразвивающая программа «Ступеньки к школе» рассчитана на
один год. В месяц предусмотрено 12 занятий по 3 занятия в неделю, всего 72 занятия в год.
Начало занятий с первой недели октября по май включительно.
Режим занятий I
период:
ноябрь – декабрь раза в неделю – 36 часов
Продолжительность занятия – 30 минут. II
период:
январь – май 3 раза в неделю – 36 часов
Продолжительность занятия – 30 минут.
9
2.3 Учебно - тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
Наименование разделов и тем
Общее колво часов
Раздел 1. Развитие речи и обучение чтению
24
Раздел 2. Формирование элементарных математических представлений
24
Раздел 3. Подготовка к письму
24
ИТОГО: 72 (семьдесят два)
2.4 Перспективно - тематическое планирование занятий (72 часа) Развитие
речи и обучение чтению (24 часа)
№
п/п
1
3
4
5
6
7
Тематика занятия
Программное содержание
Колво
часов
Буква: О, А.
Соотношение названий предметов
со схемами слов, печатание буквы,
место звука в слове, соотношение
названий предметов со схемами слов.
1
Буквы: У, Ы.
Определение места звука в слове,
соотношение названий предметов со
схемами слов. Шарады. Чтение букв.
1
Определение места звука и буквы
в слове, соотношение названий
предметов со схемами слов. буквы.
1
Буквы: А, У, О, Ы
Называние и чтение гласных букв
Печатание букв.
1
Звук и буква Л
Определение места звука в слове,
чтение слогов, ударение, называние
слов с начальных слогов.
1
Звук и буква М
графическое изображение
твёрдого согласного звука ,место
звука в слове, слог-слияние.
1
Звук и буква Н
Определение места звука в слове,
слог-слияние. Чтение слогов,
печатание буквы.
1
Буквы: Э, И.
Дата
10
8
Звук и буква Р
Определение места место звука в
слове, чтение слогов, выделение
первого слога в слове, печатание
буквы.
1
Дифференциация гласных и
согласных звуков, деление слов на
слоги, ударный слог и ударный
гласный в слове, фонетический
разбор слов.
2
Чтение знакомых слов в
предложении, определение
10 Знакомство с предложением количества и последовательности
слов в предложении, графическое
изображение.
1
9
Звуковой анализ слов
Буква в начале слова,
соотношение первого звука в слове с
буквой (А, Я), сравнительное чтение
слогов с А/Я
1
Фонетический разбор А/Я
Слова (МАЛ, МЯЛ) чтение
слогов, слов, предложений.
1
Буква Е
Место буквы в словах (ЕЛЬ,
ЛЕЙКА), сравнительное чтение
слогов с Э/Е, произношение
согласных звуков. Буква е, чтение
слогов, слов, предложений
1
Буквы Г, К
Звуки Г и Гь, К и Кь: графическое
изображение мягких и твердых
согласных в слове, сравнительный
анализ звуков (звонкий/глухой),
чтение слов с буквами Г, К ,
фонетический разбор слов, письмо
букв.
1
Буквы Д, Т
Звуки Д и Дь, Т и Ть.
характеристика звука и буквы.
Фонетический разбор слов
(ДОМ/ДОГ, КОТ/КТО),чтение
слогов, слов, предложений, письмо
букв Д и Т.
1
11 Буква Я.
12
13
14
15
11
Звуки В и Вь, Ф и Фь графическое
изображение мягких и твердых
16 Буквы В, Ф
согласных в слове, сравнительный
анализ звуков (звонкий/глухой).
Чтение
слов с буквами в, ф. Фонетический
разбор слов.
Звуки З-ЗЬ, С- СЬ, графическое
изображение мягких и твердых
17 Буквы З, С.
согласных в слове, сравнительный
анализ звуков (звонкий/глухой).
Чтение
слогов, предложений. Фонетический
разбор слов, письмо букв.
Звуки Х -ХЬ характеристика
18 Буква Х
звука и
буквы. Чтение слогов, предложений.
Характеристика звука и буквы.
19 Звук и буква Ц
Чтение слогов, фонетический
разбор слов, письмо букв.
Сравнительный анализ слов
(УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и
чтение слов с Ь на конце,
20 Мягкий знак Ь, твёрдый знак фонетический разбор слов
(ЛОШАДЬ), письмо слова по буквам
Ъ
(МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь.
Сравнительный анализ слов (СЕЛ,
СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ
Азбука. Чтение.
21 Развитие навыка чтения.
22
1
1
1
1
2
1
Чтение. Загадки, потешки.
Развитие навыка чтения.
1
ИТОГО: 24 (двадцать четыре)
Формирование элементарных математических представлений (24 часа)
№
п/п
Тематика занятия
1 Введение.
Программное содержание
Колво
часов
Повторение счета от 1-10,
геометрических фигур, ТБ при письме,
умением держать ручку, давать полный
ответ.
1
Дата
12
Счёт и количество
2
Ориентировка в
пространстве
Закрепить представление о том, что
число предметов не зависит от их
размеров; упражнять в счёте и в
воспроизведении
указанного
количества движений; учить детей
устанавливать
и
воспроизводить
отношения взаимного расположения
геометрических фигур на плоскости:
посередине, вверху (над), внизу (под),
слева, справа.
1
3
Счёт и отсчёт предметов в
пределах 10
Закрепить представление о том, что
число предметов не зависит от
расстояний между ними: упражнять в
счёте и отсчёте предметов в пределах
10;
учить
детей
сопоставлять
результаты зрительного и осязательнодвигательного
обследования
геометрических фигур (шар, куб,
цилиндр и т.д.).
1
4
Закрепить представления детей об
основном правиле счёта: считать
предметы
можно
в
любом
Правило счёта: считать
направлении, но нельзя пропустить ни
предметы можно в любом один предмет сосчитать дважды;
направлении, но нельзя
уточнить представление о том, что
пропустить ни один предмет число предметов не зависит от формы
и ни один предмет
их
расположения
и
размеров,
сосчитать дважды
упражнять в счёте звуков и отсчёте
предметов; упражнять в сравнении
предметов по длине, ширине, высоте и
толщине.
1
13
5
6
Раскрыть
значение порядковых
числительных и закрепить навыки
порядкового счёта в пределах 10.
Показать,
что
для
определения
порядкового
места
предмета
существенное
значение
имеет
направление счёта; упражнять в
Значение порядковых
сравнении предметов по длине и
числительных. Порядковый ширине, закрепить представление о
счёт в пределах 10.
том, что место, занимаемое каждым
предметом среди других, изменяется в
зависимости от того, по какому
признаку эти предметы сравниваются;
упражнять в определении формы
предметов и в соотнесении по форме с
геометрическим образцом. Обобщать
предметы по признаку формы.
Количественный состав
чисел из единиц от 2 до 5
Закрепить
представление
о
количественном составе из единиц
чисел от 2 до 5; упражнять в
порядковом счёте, в счёте звуков, в
счёте и отсчёте предметов, развивать у
детей наблюдательность и память;
упражнять в сравнении предметов по
длине и толщине; учить сопоставлять и
упорядочивать предметы по одному
измерению, отвлекаясь от других
измерений, развивать глазомер.
Количественный
состав
Познакомить
детей
с
чисел 8 и 9 из единиц. количественным составом из единиц
Ориентировка на плоскости. чисел 8 и 9; закрепить навыки
порядкового счёта; продолжать учить
определять равное количество разных
предметов в группах, правильно
7
обобщать числовые значения (всех
предметов здесь по 8, по 9, по 10);
упражнять
в
ориентировке
на
плоскости
листа,
учить
последовательно, рассматривать и
описывать
расположение
геометрических фигур на карточках.
1
1
1
14
Состав числа 10 из единиц
Познакомить детей с составом числа
10 из единиц; учить воспроизводить
количество движений больше, меньше
на 1, чем дано; упражнять в
сопоставлении 10 предметов по длине;
развивать глазомер.
1
Продолжать развивать у детей
представление о независимости числа
предметов от их размеров и площади,
которую
они
занимают;
учить
сравнивать смежные числа, прибегать к
наглядным способам доказательства;
упражнять в счёте звуков; развивать
умение группировать геометрические
фигуры по указанным признакам;
упражнять в подборе предметов по
слову, обозначающему форму.
1
Взаимно-обратные
Дать детям представление о том, что
отношения между числами при увеличении любого числа на 1
всегда получается следующее по
10
порядку число. Упражнять детей в
установлении отношений между 3
предметами
по
величине
(по
представлению).
1
Дать представление о том, что при
удалении единицы из любого числа
получается
предыдущее
число.
Развивать
понимание
взаимно11 Взаимно-обратные
отношения между числами обратных отношений между числами в
пределах 10. Упражнять детей в
решении задач на установление
отношений между величинами.
1
Упражнять детей в прямом и
обратном счёте в пределах 10. Учить
делить целое на 2 равные части;
закрепить представление о том, что
половина – это 1 из 2 равных частей
целого; показать отношение между
целым и частями; учить пользоваться
следующими выражениями: «разделить
на 2 равные части, пополам»,
«половина целого»; закрепить знания о
прямоугольнике и квадрате.
1
8
Сравнивание смежных
чисел
9
12 Деление целого на части
15
13 Деление целого на части
14
15
16
Ориентировка на листе
бумаги.
Учит детей делить предметы на 2 и 4
равные части, отражать в речи
действия
и
результат
деления:
разделили пополам – получили 2
равные части, каждую часть ещё раз
разделили пополам – получили 4
равные части, соединили части вместе,
получили 1 целый предмет; уточнить
что половиной называют 1 и 2равных
частей целого, учить устанавливать
отношение между целым и его частью;
упражнять в сравнении смежных чисел
и
в
установлении
разностных
отношений
между
ними;
учить
находить
предметы
указанных
размерных соотношений (длиннее,
короче, шире, уже, выше, ниже, толще,
тоньше).
1
Учить детей ориентироваться на
листе бумаги, познакомить с тетрадью
в клетку; упражнять в счёте на слух,
учить уменьшать число на 1.
1
Уточнить представление детей о
Деление квадратов на 2 и 4
том, что у квадрата 4 стороны, 4 угла,
равные части.
все стороны равны, учить располагать
Ориентировка в
фигуры в 2 рядах, строго одну под
пространстве
другой; упражнять в делении квадратов
на 2 и 4 равные части, развивать
умение
ориентироваться
в
пространстве, изменять направление
движения,
упражнять
в
воспроизведении
движений
по
названному числу.
Измерение длины с
помощью условной мерки
Учить детей измерять длину
предметов с помощью условной мерки;
учить называть числа, смежные с
названным, понимать выражение «до»
и «после».
1
1
16
Учить детей составлять группы,
содержащие равное число предметов,
определять
количество
групп
и
количество предметов в них; учить
измерять длину и ширину предметов,
по ходу измерения откладывать
предметы-метки, учить понимать, что
метки показывают, сколько раз была
отложена
мерка;
упражнять
в
сравнении смежных чисел в пределах
10.
1
Познакомить детей со способами
Способы деления предметов
деления предметов на 2 и 4 равные
на 2 и 4 равные части с
18 помощью условной мерки.
части с помощью условной мерки;
закрепить знание последовательности
дней недели.
1
Дать детям представление об
арифметической
задаче;
учить
составлять задачи на сложение ,
правильно формулировать ответы на
вопросы
задачи;
закрепить
представление о составе чисел 3,4,5 из
2 меньших чисел; упражнять в счёте
групп предметов, учить изменять
количество
групп
и количество
предметов в каждой из них
1
17
Измерение длины с
помощью условной мерки
19 Арифметические задачи
Познакомить со структурой задачи
(состоит из 2 частей – условия и
вопроса), продолжать учить давать
точный развёрнутый ответ на вопрос
задачи; закрепить знание о составе
чисел первого пятка из 2 меньших
чисел; учить детей составлять из
имеющихся геометрических фигур
новые.
20
Структура задач
21
Упражнять детей в сравнении
смежных
чисел;
закрепить
Сравнение смежных чисел. представление о структуре задачи;
Структура задачи.
продолжать
развивать
умение
ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
1
1
17
22
23
Составление задач по
картинкам.
Упражнять детей в составлении
задач по картинкам; учить выделять
числовые данные задачи, различать
вопросы сколько стало? И сколько
осталось?; упражнять в порядковом
счёте в пределах 10; закрепить
пространственные
представления:
вперёд, за (следует за), между; учить
составлять из частей круга полный
круг, устанавливать отношение между
целым и частью.
1
Тема и содержание задач
Учить
детей
самостоятельно
придумывать тему и содержание задач
по указанным числовым данным; учить
отражать в рисунке условные задачи,
упражнять в составлении задач по
рисунку; учить решать логические
задачи на поиск недостающей фигуры
и доказывать правильность своего
решения.
1
Составление задач на
сложение и вычитание.
24
Учить детей составлять задачи на
сложение и вычитание, формулировать
арифметические действия; упражнять в
сравнении смежных чисел в пределах
10,
закрепить
представление
о
последовательности чисел; учить детей
решать
задачи
на
смекалку
(перестроение фигур, составленных из
палочек);
развивать
умение
планировать полный или частичный
ход решения; представлять изменения,
которые произойдут в результате
перемещения палочек.
1
ИТОГО: 24 (двадцать четыре)
Пишу красиво-подготовка руки к письму.
№
п/п
Тематика занятия
Программное содержание
Колво
часов
Дата
18
ТБ, знакомство с
гигиеническими правилами
1
письма, ориентация в
пространстве листа.
Графические упражнения.
2 Пальчиковая гимнастика.
Штриховка рисунков.
Штриховка фигур. Игры с крупой,
бусинками, пуговицами, мелкими
камешками
Строка. Междустрочное
Знакомство со строкой. Штриховка
3 пространство.
рисунка. Заучивание стихотворения.
Наклонная линия, круг, овал.
1
1
1
Круг большой и маленький,
фигурка из кругов и
4
наклонной сочетании с
кругом.
Наклон, отработка глазомера,
формирование умения видеть строку.
Вписывание предметов различной
конфигурации в рабочую строку.
1
Наклонная и волнистые
5
линии.
Наклонная в рабочей строке и прямая
с закруглением внизу. Работа с
ножницами.
1
6 Раскрашивание картинок.
Штриховка наклонной
горизонтальной линией. Конкурс
загадок. Рисунок по образцу.
1
Письмо элементов в рабочей строке.
Штриховка наклонными вправо и
влево от середины.
1
7
Работа в тетради по письму.
Наклон.
Написание элементов букв.
Отработка наклона, письма в
8
Разгадывание загадок. Разучивание
широкой и узкой линиях.
стихотворения.
1
Рабочая строка. Широкая
9 строка в тетради с
направляющей линией.
1
10 Наклон в тетради с
направляющей линией.
Штриховка косыми линиями.
Занятия с пластилином.
Штриховка рисунка. Прямые
горизонтальные линии. Занятия с
конструкторами.
1
11 Овал большой и маленький.
Наклон в тетради с направляющей
линией. Рисование различными
материалами (ручка, простой
карандаш, цветные карандаши,
мелки).
1
12 Наклонная линия.
Письмо элементов в рабочей строке.
Штриховка.
1
19
Заучивание стихотворения.
Вырезание. Оригами.
1
14 Работа в тетради.
Письмо элементов букв А,О, И, Ы.
Разучивание стихов.
1
16 Работа в тетради.
Письмо элементов букв Э, С, Х, Ж.
1
17 Работа в тетради.
Письмо элементов букв Т, П,Г.
1
18 Работа в тетради.
Письмо элементов букв В, Б,Ф.
1
19 Работа в тетради.
Письмо элементов букв Н, К.
1
20 Работа в тетради.
Письмо элементов букв Е,Ё,З.
1
21 Работа в тетради.
Письмо элементов букв Л, М, Р.
2
22 Работа в тетради.
Письмо элементов букв Ш, Й, Ц
2
13
Работа в тетради с
направляющей линией.
ИТОГО: 24 (двадцать четыре)
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально-технические средства, необходимые для реализации
программы
учебно-тематическое планирование,
азбука,
рабочие тетради,
прописи,
наглядные пособия,
раздаточный и счетный материал,
20
магнитная азбука,
дидактические настольные игры,
предметные картинки,
счетный материал,
набор цифр,
набор геометрических плоскостных и объемных фигур,
книги-раскраски.
наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами.
индивидуальные разрезные наборы букв и цифр.
карточки с цветным изображением звуков (красный - гласный, синий - согласный,
зеленый - согласный мягкий).
предметные картинки для составления предложений и задач.
сюжетные картинки для составления рассказов.
мнемотаблицы.
3.2 Методическое обеспечение образовательного процесса
При отборе методов и приемов обучения педагог учитывает не только возрастные
возможности, но и особенности и индивидуальные способности каждого ребенка.
Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.
При освоении программы используются различные методы и приемы обучения:
Словесные: рассказ, беседа, словесные игры. Приемы: указание, объяснение,
педагогическая оценка.
Наглядные: наблюдение, работа с предметными и сюжетными картинками,
фотографиями, таблицами, логическими цепочками (картинки), рабочими тетрадями на
печатной основе; заучивание стихотворений с опорой на картины.
Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца.
Практические: упражнение, игровой метод (определение количества звуков в слове,
на местонахождение звука в слове, составление звукобуквенных схем, на развитие
логического мышления, на развитие грамотной речи; ассоциативные упражнения; тесты,
на понятийное мышление, воображение, логическое мышление, внимание; ориентировка
на плоскости, выполнение арифметических действий, графические диктанты, штриховки и
т.д.)
21
Используемая литература:
1. Володина Н.В., Егупова В.А. Годовой курс обучающих занятий для одарённых детей.
Ломоносовская школа. ООО «Издательство Эксмо» 2016г., 2017г.
2. Колесникова Е.В. «Звуки и буквы». Демонстрационный материал и учебно
- методическое пособие для занятий с детьми 5-7 лет – М., «Ювента», 2007 г.
3. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам
грамоты» - М., «Ювента», 2007
4. Колесника Е.А. «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет». Учебно методическое пособие – М., «Ювента», 2007 г.
5. Колесникова Е.В. «Развитие интереса и способностей у детей 4-5 лет». Учебно методическое пособие – М., «Ювента», 2007 г.
22