логоритмика

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
У правление образования Орджоникидзевскоrо района Департамента образования
Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №

-

158

ПРИНЯТА:
ОУ -детский сад №

Педагогическим советом

Протокол №

1 от 29.08.2025

158

г.
о

72 -

о от

29.08.2025

Дополнительная общеобразовательная программа
общеразвивающая программа
социально

-

гуманитарной направленности

«Логоритмика»
Возраст воспитанников:

5-8 лет

Срок реализации программы:

1 год

Автор: Панина Светлана Яковлевна

Екатеринбург

2025

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Пояснительная записка.....................................................................................3

1.1.2 Цель и задачи программы..............................................................................3
1.1.3 Основные принципы программы ………………………………………….3
1.1.4 Характеристика детей с ТНР, ЗПР (ОНР)....................................................4
1.2 Планируемые результаты.................................................................................6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы....................7

2.2 Содержание педагогической работы..............................................................9

2.3 Комплексно – тематическое планирование..................................................10
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Структура занятия...........................................................................................19
3.2 Особенности взаимодействия с родителями................................................19
3.3 Особенности организации предметно-пространственной

развивающей образовательной среды.................................................................20

3.4 Система мониторинга.....................................................................................21

Список литературы................................................................................................23
Приложения...........................................................................................................24

3

1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка.
Программа по логоритмике распланирована по календарным неделям. В
планировании
представлены тематические недели, а также автоматизация и
дифференциация звуков в соответствии с лексической темой занятия. С учётом
лексической темы, автоматизируемых и дифференцируемых звуков в речи детей старшего
дошкольного возраста подобранны речевые игры, дыхательные и артикуляционные
упражнения, пальчиковые гимнастики, упражнения на координацию речи с движениями,
динамические и фонопедические упражнения, чистоговорки и скороговорки, речевые и
ритмические игры, песни и вокализы, музицирование на детских музыкальных
инструментах и театральные этюды, коммуникативные и подвижные игры, танцы и
хороводы.
1.1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для преодоления речевых нарушений
у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со
словом и музыкой.
Задачи программы:
развивать речевое дыхание;
развивать подвижность артикуляционного аппарата;
развивать фонематическое восприятие;
формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
активизировать и расширять словарный запас;
формировать грамматический строй речи и связную речь;
развивать чувство ритма и слухового внимания;
способствовать формированию правильного произношению звука,темпа и ритма речи.
1.1.3.Основные принципы программы
Принцип научности. Подкрепление коррекционного
обоснованными и практически апробированными методиками.

материала

научно

Принцип комплексности педагогического взаимодействия. Занятие по
логоритмике планируется и проводится логопедом и упражнения закрепляются
воспитателем группы.
Принцип системности. Логоритмические занятия проводятся систематически,
т.е. каждую неделю и взаимосвязаны с программой работы ДОУ.
Принцип последовательности. Каждая из задач программы логоритмики
реализуется в процессе поэтапной работы, постепенного усложнения (от простого к
сложному) и повторяемости
материала.
Принцип учета уровня развития ребёнка.
Коррекционная работа речевого развития дошкольников строится на основе
сохранных психических функций (память, восприятие, внимание, мышление) и
индивидуальных способностей каждого ребёнка, учитывая возрастные особенности.
Принцип отбора речевого материала. Правильно подобранный речевой

материал выступает как одно из важных условий коррекции. Удобный для произношения
текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания.
Принцип результативности. Получение положительного результата
коррекции речевого развития каждого ребёнка.
1.1.4. Характеристика детей с ТНР, ЗПР (ОНР).
Дошкольники с общим недоразвитием речи - это дети с поражением центральной
нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными
особенностями психической деятельности.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, прикотором
у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее
начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефект произношения и фонем
образования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех
компонентов речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи имеют по
сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших
психических функций, психической активности.
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие
состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи
(Нищева Н.В.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены,
активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний,
звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой.
Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова
используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена
названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи
преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но
тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа
существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит
диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму
уровню речевого
развития речевая
активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется засчет обиходной
предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и
иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые
нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в
употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных
существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание
обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен,
неформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями
взрослых, растительным, животным миром. Отмечается незнание не только оттенков
цветов, но и основных цветов. Типичны грубыенарушения слоговойструктуры
и
звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность
фонетической
стороны речи (большоеколичество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных
5

конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться
неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки
словообразования.
названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи
преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но
тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа
существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит
диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами,
глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании
прилагательных от существительных. Отмечаются множественные аграмматизмы в
восприятии речи, основными симптомами аграмматизма в восприятии речи у детей
являются: затруднённое восприятие предложений, в которых семантические роли
участников могут быть обращены (так, например, кошка преследует собаку понимается
хуже, нежели кошка пьёт молоко, потому что ситуация «молоко пьёт кошку» невозможна);
затруднённое восприятие предложений с порядком слов, отклоняющимся от базового для
данного языка; затруднённое восприятие предложений со сложной синтаксической
структурой по сравнению с более простыми. Симптомы аграмматизма, связанного с
восприятием речи, могут быть выявлены в ходе предложения педагогом ребенку
определить, какой из демонстрируемых рисунков соответствует предъявляемому
предложению. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в
согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно
недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими.
Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков.
Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок
может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослыми, но искажает их в
речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное
понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Нищева Н.В.) характеризуется
незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается
недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с- с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны
своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности
ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его
значения.
Следствием этого является искажение звуко наполняемости слов в различных
вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление
«смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонем образования.
Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоциональнооттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в
образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при
планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что
обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей
представляют сложные предложения с разными придаточными. Дети с общим
недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития
сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
6

1.2.Планируемые результаты работы.
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно- развивающего
процесса средствами логопедической ритмикисвидетельствуют, следующие показатели:

сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим
темам;

сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со
словами;

сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания;

сформированность
произносительных
навыков,
подвижности
артикуляционного аппарата;

способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно в слоговых
рядах, словах и в связной речи;

способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения;

способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и
бега;

способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев
рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

положительные результаты речевой диагностики.

улучшение результатов диагностик речевого развития.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Формы, способы, методы реализации программы
Программа по логоритмике разрабатывалась для организации занятий
коррекции речевого развития дошкольников с ОНР.
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в
течение учебного года, в период с октября по май, один раз в неделю, во вторую половину
дня. Продолжительность одного занятия - 30 минут. Программа включает в себя 31
занятие. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме, в рамках изучения
которой расширяется и активизируется словарный запас, отрабатываются грамматические
темы, ведется работа над артикуляционной, мелкой и общей моторикой и высших
психических функций.
Специально для программы подобрана диагностика, речевой
материал, музыкальный репертуар, материалы и оборудование, используемые назанятиях.
Методы, приёмы реализации образовательной программы.
Для обеспечения эффективного взаимодействия логопеда и детей в ходе
реализации образовательной программы используются различные методы и приемы.
Методы
П Приемы
ННаглядные

7




Наблюдение;
Демонстрация
наглядных
пособий (предметов, картинок, репродукций,
слайдов, видеозаписей).
ССловесные




Рассказ;
Беседа.




показ способов действий;
показ образца.






вопросы;
указание;
пояснение;
объяснение.

ИИгровые

Дидактическая игра;

внезапное
появление

Воображаема объектов;
я ситуация (с ролями, игровыми действиями,

выполнение
соответствующим
игровым
педагогом
игровыхдействий;
оборудованием)

загадываниеи
отгадываниезагадок;

введение
элементовсоревнования;

создание игровой ситуации.
ППрактические



Упражнение
(подражательно-исполнительского
характера,творческие).

Данные методы и приёмы направлены на развитие двигательной, игровой,
речевой, музыкально-ритмической деятельности детей.
2.2. Содержание педагогической работы.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие виды упражнений:
Динамические упражнения регулируют мышечный тонус, развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют
своим телом, их движения становятся точными и ловким.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как чёткая
артикуляция – основа хорошей дикции. Такие упражнения позволяют уточнить
правильное звукопроизношение, развивают подвижность языка, челюсти, губ и укрепляют
мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушение речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и
правильное распределение выдоха.
Фонопедические упражнения (по В. Емельянову) развивают голосовые связки
и певческие навыки дошкольников.
Упражнения на развитие внимание и памяти помогают развивать все
виды памяти (зрительную, слуховую, моторную) и активизируют внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.
8

Чистоговорки, скороговорки обязательны на каждом занятии для
автоматизации и дифференциации звуков. При проговаривании язык тренируется
выполнять правильные движения, отрабатывается чёткое, ритмичное произношение фонем
и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры используются в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах и другие. Использование
простейшего стихотворного текста (русские народные песни, потешки, прибаутки,
считалки, дразнилки) способствуют быстрому запоминанию игры и облегчают выполнение
логоритмических задач.
Ритмические игры помогают развивать чувства ритма, темпа, метра
(акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребёнку лучше ориентироваться в
ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,
эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; помогает укреплять голосовой аппарат
ребёнка, способствует автоматизации гласных звуков. Пение является методом,
регулирующим дыхание, помогает расширять грудную клетку и вырабатывать плавную
полнозвучную речь. Процесс развития певческих способностей у детей с нарушениями
речи направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на
коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки развивают подвижность пальцев и напрямую
связаны с развитием речи. Проводятся чаще под музыку, тексты пропеваются или музыка
звучит фоном.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах
помогает развивать мелкую моторику, чувства ритма, метра, темпа, улучшает внимание,
музыкальную память и другие психические процессы. Способствует развитию
ритмического слуха, стимулирует развитие определённых зон головного мозга, которые в
свою очередь влияют на развитие речи, умственной активности, логического мышления,
памяти, зрительного и слухового восприятия ребёнка. Формирует у дошкольника
усидчивость и умение концентрировать внимание.
Коммуникативные игры и танцы способствуют развитию динамической
стороны, общения, эмпатии, эмоциональности, выразительности невербальных средств
общения, позитивного самоощущения. Формирует у ребёнка умение увидеть в другом
человеке его достоинства, обучает умению сотрудничества.
Подвижные игры, физминутки помогают тренировать у детей координацию
слова и движения, развивать память, быстроту реакции и смену движений. Эти игры
воспитывают у детей чувства коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают
детей выполнять правила игры.
Музыкально – ритмические движения помогают активизировать физические
силы, выработать грацию, координацию движений, укрепляют и развивают мышцы,
улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.
Музыкально – самостоятельная деятельность развивает проявление
творческой инициативы (двигательные импровизации, игры – драматизации, игрыритмодекламации).

9

2.3. Комплексно-тематическое планирование
№
п/п

Название занятия

Содержание

1

В гостях у
лесовичка
(Осень,
осенний лес,
деревья
осенью)

Песня-игра «Листочки» (7, с.16)
Двигательные упражнения «Прогулка в лес»
(10, с.8)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Игра «Деревья» (11, с.9)

Упражнение для передачи ритмического
рисунка «Капли» (11, с.28)

Артикуляционная гимнастика

Коммуникативный танец-игра «Поиграем
веселей» (3, с.6)

Дыхательное упражнение «Ветерок» (17,
с.65)

Дыхательно- голосовые упр.- АУ, УО, АО,
ОА; ИА, УА, ИУ.

2

В огороде и в саду
(Овощи, фрукты)

3

Лесной магазин.
(Грибы. Ягоды)

Фонопедическое упражнение «Эхо» (Вопрос-ответ)
(17, с.83)

Упражнение на развитие координации «По ягоды»
(15, с.140)

Упражнение на развитие мимики «Малиновое и
клюквенное варенье»

Пальчиковая игра «Грибочки» (17, с.122)

Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» (8,
с.6-7)

Песня «Загадка» (2, с.47-48)

Коммуникативная игра-танец «Веселые пары» (3,
с.14-15)

4

Марья-искусница






Упражнение на развитие общей моторики «На
огороде» (9, с.16)

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды…» (15,
с.131)

Ритмическое упражнение «Повтори, дружок за
мной» (20, с.4)

Упражнение на развитие координации речи с
движением «Грядка» (15, 199)

Массаж «Капуста» (17, с.110)

Пение «Груша» (5, с.13)

Упражнение на развитие мимики «Лимон»,
«Яблочное повидло»

Пальчиковая гимнастика «Апельсин» (15, с.251)

Упражнение на развитие общих речевых навыков,
координации речи и движения, развития мелкой моторики
«Садовник» (15, с.251-252)

Хороводная игра «Яблоня» (15, с.136)




Логопедическая распевка «Платье», «Брюки» (5,
с.17-18)
10

Месяц
Октябрь

5

(Одежда)



Упражнение на развитие общей и мелкой моторики
«Электрическая швейная машина» (4, с.177)

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» (10, с.9)

Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» (8,
с.6-7)

Ритмическое упражнение «Повтори, дружок за
мной» (20, с.4)

Ком.танец –игра «Перекрестный танец» (3, с.27)

Обувной магазин
(Обувь)


Двигательные упражнения «Сапожная мастерская» Ноябрь
(«нитка с иголкой», «молоточки», «чистка») по плану
логопеда

Логопедическая распевка «Ботинки», «Тапки» (5,
с.18-19)

Упражнение на развитие мимики («Новые туфли»,
«Ботинки порвались», «Грязные башмаки») по плану
логопеда

Упр.на коррекцию речи и движения «Башмачок»
(11, с.119)

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» (15,
с.146)

Коммуникативный танец-игра «Сапожники» (3,
с.29)

6
Наша
Родина
– 
Фонопедическое упражнение «Глобус» (13, с.40)
Россия.

Песня «Родной край» (2, с.48-49)
(Россия. Наш край) 
Упражнение на развитие координации «Береза» (15,
с.318)

Артикуляционная гимнастика по плану логопеда

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» (10, с.9)

Упражнение на развитие координации, общей
моторики «Мы на лыжах в лес идем» (17, с.71)

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг» (10, с.9)
7

8

Магазин
(Игрушки)

игрушек 
Упражнение на развитие общей моторики
«Игрушки» (8, с.5)

Песня «Лягушки и журавлики» (2, с.38-40)

Артикуляционная гимнастика по плану логопеда.

Упражнение
на
развитие
координации
и
правильного дыхания «Журавли учатся летать» (15, с.258)

Коммуникативная игра-танец «Веселые пары» (3,
с.14-15)

Пальчиковая гимнастика «Птичка» (9, с.24)

Федорино горе
(Посуда)

Логопедическая распевка «Тарелка», «Чашка» (5,
с.21-22)

Упражнение на развитие творческого воображения,
общих речевых навыков «Чайник» (15, с.153-54)

Пальчиковая гимнастика «Посуда» по плану
логопеда



11

Речевая игра с муз.инструментами «Кухонный
оркестр» (17, с.137)

Коммуникативная двигательная игра «Тамдипесенка» (17, с.51-52)



9

10

Снеговик
письмо
(Зима)

принес 

Фонопедическое упражнение «Метель» (10,с.74)
Декабрь

Песня «Елка» (14, ч.3, с.99)

Речевая игра с движением «Снеговик» (17, с.139)

Упражнение на развитие выразительности речи,
мимики и движений «Снеговички и сосульки» (17, с.78-79)

Упражнение на развитие координации и ритма
«Зима» (7, с.41)

Игра «Зимняя пляска» (8, с.20)

Комплекс дых.упр. «Погреемся» (17,с.72)

У
бабушки
в
Фонопедическое упражнение «Метель» (10,с.74)
деревне

Песня «Елка» (14, ч.3, с.99)
(Домашние

Речевая игра с движением «Снеговик» (17, с.139)
животные)

Упражнение на развитие выразительности речи,
мимики и движений «Снеговички и сосульки» (17, с.78-79)

Упражнение на развитие координации и ритма
«Зима» (7, с.41)

Игра «Зимняя пляска» (8, с.20)

Комплекс дых.упр. «Погреемся» (17,с.72)

11

В мире животных
(Дикие животные)

12

Новый год
(Зимние забавы)



Новоселье
(Мебель)





13

Логопедическая распевка «Звери» (5, с.26-27)
Песня «Ежик» (14, ч.3,с.104)
Упражнение на развитие общей моторики «Про
медведя» (8, с.14)

Чистоговорка с массажем «Кенгуру» (17, с.94)

Пальчиковая сказка «Рукавичка» (17,с.74-76)

Упражнение
на
развитие
мимики
и
звукоподражания «Зоопарк» (4, с.178)

Арт.гимнастика «Обезьяны» (10, с.129)





с.84)

Фонопедическое упражнение «На коньках» (17,

Речевая игра «Ты, мороз» (17, с.74)
Упражнение на развитие общей моторики «Игра в
снежки» (8, с.17)

Артикуляционная гимнастика «Катание на санках»
(11,с.59)

Упражнение на развитие координации и ритма
«Зима» (7, с.41)

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»
(17,с.72)



с.279)

Логопедическая распевка «Стул» (5, с.19)
Январь
Песня «Ночь прошла» (14, ч.1, с.19)
Пальчиковая гимнастика «Наша квартира» (15,
12

Артикуляционная гимнастика по плану логопеда
Упражнение на развитие общей и мелкой моторики
«Теремок» (8, с.20-21)

Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» (3,
с.7)

Коммуникативная игра «Улыбнуться не забудь»
(19, с.42)



14

Паровозик
из 
Фонопедическое упражнение «Паровоз привез нас
Ромашково
лес» (17, с.88-89)
(Виды транспорта) 
Песня «Мчится паровоз» (14, ч.3, с.107)

Пальчиковая игра «Веселится детвора» (17, с.122)

Упражнение на развитие координации «Самолет»
(15, с.174)

Упражнение на развитие координации «Теплоход»
(15, с.174)

Упражнение на развитие координации «На шоссе»
(15, с 292)

Дыхательная гимнастика «Насос» (13, с.38)

15

В мире профессий

Фонопедическое упражнение «Космонавт» (Ракета),
(Профессии
на «Ракета приземлилась» (17, с.83, 84)
транспорте)

Упражнение на развитие общей моторики и
координации «Ракета» (15, с.202)

Логопедическая распевка «Песенка шофера»
(Грузовик) (5, с.27-28)

Упражнение на развитие координации «Летчик»
(15, 176-177)

Пальчиковая гимнастика «Пилоты» (10, с.114)

Упражнение на развитие координации «На шоссе»
(15, с 292)

Дыхательная гимнастика «Насос» (13, с.38)

16
Приключения
вороны
(Зимующие птицы)

17

Фонопедическое упражнение «Метель» (10,с.74)
Февраль
Логопедическая распевка «Ворона», «Воробьишка»
(5, с.25)

Упражнение на развитие ритма «Воробьи,
воробышки» (7, с.37-38)

Игра «Зимняя пляска» (8, с.20)

Пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка»
(15, с.258)

Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» (3,
с.7)

Упражнение на дыхание «Ворона» (7, с.34)



У меня зазвонил 
Коммуникативная игра «Провода» (по плану
телефон
логопеда)
(Электроприборы)

Логопедическая распевка «Девочки и мальчики» (8,
с.7)

Пальчиковая гимнастика «Телефон» (по плану
логопеда)
13


Игра на развитие ритма (на м/инструментах)
«Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) (11, с.174)

Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» (8,
с.6-7)

Упражнение на развитие общей и мелкой моторики
«Электрическая швейная машина» (4, с.177)

Игра на расслабление «Пылесос и пылинки» (9,
с.64)

18

Защитники Отечества 
(23 февраля)


Фонопедическое упражнение «Салют» (13, с.39)
Песня «Гимн февралю» (14, ч.2, с.50-51)

Игра «Оловянный солдатик» (8, с.5)

Игра на развитие ритма (на м/инструментах)
«Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) (11, с.174)

Пальчиковая гимнастика «Аты-баты» (11, с.106107)

Речевая игра «Барабанщик» (11, с.105)

Упражнение на развитие координации «Самолет»
(11, с.81)

19

Как Незнайка ходил 
Логопедическая распевка «Каша» (5, с.21)
в магазин

Артикуляционная гимнастика «Пирожки» (10,
(Продукты питания) с.101)

Пальчиковая гимнастика «Чебурек» (11, с.164)

Упражнение на дыхание «Каша кипит» (9, с.15)

Упражнение на развитие мимики «Конфета»,
«Горячий чай» (7, с.53)

Коммуникативная игра «Пирожки» (17, с.76)

20

О
чем
плачет
сосулька
(Весна.
Растительный мир)

21

Как Зайчонок маму 
Логопедическая распевка «Мамочка» (5, с.24)
искал

Песня «Ночь прошла» (14, ч.1, с.19)
(8 марта)

Артикуляционная гимнастика «Обиделась мама»
(10, с.120)

Игра « С любовью к маме» (8, с.9)

Коммуникативная игра «Пирожки» (17, с.76)

Упражнение-игра «Ходьба на носках и пятках» (2,
с.9-10)

Ком.танец –игра «Перекрестный танец» (3, с.27)


Фопедическое упражнение «Голоса вьюги весной» Март
(17, с.82)

Пальчиковая гимнастика «Веселый художник» (17,
с.123)

Песня «Травка-муравка» (14, с.24)

Артикуляционная гимнастика «Белка шишку
грызет» (11, с.17)

Упражнение на развитие координации «Клен» (15,
с.190-191)

Коммуникативный танец –игра «Перекрестный
танец» (3, с.27)

14

22

В лесу весной

Фонопедическое упражнение «В лесу весной» (9,
(Весна.
Животный с.81-82)
мир)

Песня «Целебные звуки» (14, с.83)

Упражнение на развитие координации «Солнышко»
(15, с.333)

Пальчиковая сказка «Рукавичка» (17,с.74-76)

Упражнение на развитие мимики «Лиса» (10, с.106)

Артикуляционная гимнастика «Белка шишку
грызет» (11, с.17)

Коммуникативная двигательная игра «Тамдипесенка» (17, с.51-52)

23

Волшебная шляпа
(Головные уборы)

24

Космические
путешественники.
(Космос)

25

Песня «Музыка, здравствуй» (14, ч.1, с.102)
Двигательная игра «Нитка с иголкой» (разные виды
«швов»: ходьба «змейкой», поскоки, галоп) по плану
логопеда

Упражнение на развитие общей и мелкой моторики
«Электрическая швейная машина» (4, с.177)

Пальчиковая гимнастика «Головные уборы» по
плану логопеда

Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» (8,
с.6-7)

Коммуникативный танец –игра «Перекрестный
танец» (3, с.27)






с.101)

Логопедическая распевка «Космонавты» (5, с.21)
Апрель
Артикуляционная гимнастика «Конфеткка» (10,


Пальчиковая гимнастика «Мы планеты помчитаем»
(11, с.164)

Упражнение на дыхание «На корабле» (9, с.15)

Упражнение на развитие мимики «Конфета»,
«Горячий чай» (7, с.53)

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг» (10, с.9)

Петушок – золотой 
гребешок

(Домашние птицы) 23)

Фонопедическое упражнение «Петушок» (10,с.42)
Логопедическая распевка «Утки», «Петух» (5, с.22-

Песня «Гуси» (14, ч.2, с.78)
Пальчиковая гимнастика «Кря-кря»
Игра на развитие творческих способностей и
воспитания выдержки «Гусь» (11, с.178-179)

Упражнение -игра на развитие речевого дыхания
«Куры, гуси» (4, с.175-176)




26

Рассказ
лягушки- 
Упражнение на развитие общей моторики
путешественницы. «Журавль» (8, с.5)
(Перелетные птицы) 
Песня «Лягушки и журавлики» (2, с.38-40)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение
на
развитие
координации
и
правильного дыхания «Журавли учатся летать» (15, с.258)
15


Коммуникативная игра-танец «Веселые пары» (3,
с.14-15)

Пальчиковая гимнастика «Птичка» (9, с.24)

27

Дом, в котором мы 
живем.

(Дом. Город.)


Фонопедическая игра «Строим дом» (13, с.39)
Песня «Мы в городе родились» (14, ч.1, с.22)
Пальчиковая игра «Песочный дом» (17, с.121)

Ритмическая игра «Молоток» (10, с.121-122)

Артикуляционная гимнастика «Маляры» (10, с.125)

Упражнение на развитие общей и мелкой моторики
«Теремок» (8, с.20-21)

Коммуникативная игра «Ворота» (9, с.26)

28

В
траве
кузнечик.
(Насекомые)

сидел 





с.38)

Фонопедическое упражнение «Муха» (9, с.54)
Песни «Комар», «Жуки» (14, ч.1, с.98,99)
Артикуляционная гимнастика «Муравьи» (10, с.172)
Пальчиковая гимнастика «Кокон» (10, с.166-167)
Дыхательная гимнастика «Поймаем бабочку» (13,

Упражнение на развитие общей моторики «В
полюшке за бугром» (8, с.11)

Коммуникативный танец-игра «Поиграем веселей»
(3, с.6)


29

30

31

На
парад
идут 
Фонопедическое упражнение «Салют» (13, с.39)
солдаты

Игра на развитие ритма (на м/инструментах)
(День Победы)
«Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) (11, с.174)

Пальчиковая гимнастика «Аты-баты» (11, с.106107)

Артикуляционная гимнастика «Парад» (10, с.112)

Речевая игра «Барабанщик» (11, с.105)

Упражнение на развитие координации «Самолет»
(11, с.81)
Приключения
Буратино
(Школа)

Здравствуй лето!
(Итоговое)

Фонопедическая гимнастика «Буратино на уроке»
(11, с.171-172)

Пальчиковая гимнастика «В школу скоро я пойду»
(15, 341)

Пение «До свиданья, сад!» (2, с.37)

Речевая игра «Эхо» (11, с.161)

Упражнение на развитие координации движений
«Раз-два» (11, с.170)

Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» (3,
с.7)


Песня «Музыка, здравствуй» (14, ч.1, с.102)
Пальчиковая гимнастика «Наша группа» (15, с.179)
Комплекс артикуляционной гимнастики «Котик
Рыжик в детском саду» (17, с.70)

Речевая игра «Эхо» (11, с.161)

Упражнение на развитие мелкой моторики и ритма
«Упражнение с деревянными палочками» (19, с.38)




16

Май



с.7)

Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» (3,

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Структура занятия
Структура
занятия
включает
следующие
подготовительный(вводный), основной и заключительный.

этапы:

I
-

водная часть включает в себя:
приветствие;
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма
движений;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечноготонуса.

II

основная часть включает в себя:
- развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
- упражнения на развитие внимания, памяти;
- упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
- упражнения на развитие координации речи с движением;
- упражнения на развитие координации пения с движением;
- слушание музыки для снятия напряжения;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

III заключительная часть включает в себя:
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
- упражнения на релаксацию.
3.2.Особенности взаимодействия с родителямиФормы работы с
родителями:
 Посещение родителями открытых занятий;
 Индивидуальные и коллективные консультации;
 Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой
педагогами работе.
3.3 .Особенности организации предметно-пространственной
развивающей образовательной среды
Логоритмические занятия проводятся в музыкальном зале с использованием
специального оборудования и материалов.

Оборудование: зеркала, фортепиано, музыкальный центр, проектор, экран,
17

ноутбук, набор аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания музыкально ритмических упражнений.

Атрибуты: маски и костюмы зверей, птиц, игрушки, массажные мячи, ленты,
обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи овощей и фруктов и т.д.

Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, деревянные
ложки, дудки, колокольчики, металлофоны, бубенчики, трещотки, деревянные палочки,
маракасы, шумовые инструменты, ксилофон.
3.4.Система мониторинга.
Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе).
Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом с целью
исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма,
умения ориентироваться в пространстве, общей и мелкой моторики, речевой моторики.
Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий.
Повторное исследование проводится в конце учебного года, чтобы проследить динамику
изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических
занятий.
Критерии:
Слуховое внимание
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен,
погремушка, дудочка, колокольчик»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди,
сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма
1- й элемент:
- - .. 2й элемент: - .. - 3й элемент: - - …
4й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.По 1 баллу
за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди,
сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений
сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми,
определить и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений,

точность движений,

темп движений,

координацию движений,

переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами
–
коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
18

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую
игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.

«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5,
5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1баллу.

Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее –
наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество баллов за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу (Таблица 1).

Список литературы:
1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с
дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2005г.
2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным
сопровождением. – СПб.: «Детство – пресс», 1999г.
3. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. – СПб: «Музыкальная
палитра», 2004г.
19

4.
5.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: «ВЛАДОС», 2003г.
Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная
пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные
педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и
дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2010г.
7. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. – Ярославль: Академия развития,
2006г.
8. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у
детей. – М.: Гном и Д, 2002г.
9. Картушина М,Ю. Зеленый огонек здоровья. СПб, 2004
10. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.:
«ТЦ Сфера», 2005г.
11. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 –7 лет. –М.:
«ТЦ Сфера», 2008г.
12. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: «ТЦ Сфера»,
2003г.
13. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная
методика коррекции артикуляционной расстройств. – СПб.: «Литера», 2007г.
14. Лазарев М.Л. Здравствуй! Книги песен ч.1-4 – М.: «Мнемозина», 2007г.
15. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001г.
16. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи
у детей/ под ред.Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, М.: «Просвещение», 2008г.
17. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду/ авт.-сост.
О.Н.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2010г.
18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2005г.
19. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 1. – М.: Гном и Д,
2001г.
20. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 2. – М.: Гном и Д,
2001г.
21. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 3. – М.: Гном и Д,
2001г.
22. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 4. – М.: Гном и Д,
2001г.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».