Положение о логопункте

I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373,
примерным Положением об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 №р-75, и примерное
Положение о логопедическом пункте муниципального образовательного учреждения,
реализующего образовательные программы дошкольного образования» и определяет
порядок организации деятельности логопедического пункта муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 158, реализующего
образовательные программы дошкольного образования (далее – логопедический пункт).
1.2. Логопедический пункт создается в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении - детский сад № 158, реализующем образовательные
программы дошкольного образования (далее – Учреждение), в целях оказания помощи
воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи, в освоении ими образовательных
программ.
1.3. Основными задачами логопедического пункта являются коррекция нарушений
в развитии речи воспитанников; своевременное предупреждение и преодоление
трудностей в освоении воспитанниками образовательных программ; разъяснение
специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей)
воспитанников.
1.4. Организация
работы
логопедического
пункта
осуществляется
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
II. Организация деятельности
2.1. Зачисление воспитанников на логопедический пункт осуществляется на
основании заключения психолого-педагогического консилиума МБДОУ, психологомедико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), заявления родителей (законных
представителей), приказа заведующего Учреждением в течение всего учебного года.
2.2. Для обследования детей, нуждающихся в коррекционной помощи
в условиях логопедического пункта, дополнительно к участию в заседании ПМПК
приглашается учитель-логопед, включенный в состав экспертной группы.
2.3. Состав экспертной группы утверждается на каждый учебный год приказом
директора департамента образования Администрации города Екатеринбурга.
2.4. Обследование
детей,
нуждающихся
в
коррекционной
помощи
в условиях логопедического пункта, с участием специалистов экспертной группы,
осуществляется на базе Учреждения в соответствии с графиком, утвержденным приказом
начальника департамента образования Администрации города Екатеринбурга.
2.5. На логопедический пункт зачисляются воспитанники Учреждения, имеющие
простую и сложную дислалию, фонетические, фонематические и фонетикофонематические нарушения. Дети с общим недоразвитием речи, с задержкой речевого
развития, с заиканием,
посещающие
образовательные
учреждения,
могут
зачисляться на логопедический пункт (по согласованию родителей (законных
представителей) с заведующим Учреждением).
2.6. В первую очередь на логопедический пункт зачисляются воспитанники
подготовительных групп Учреждения, далее дети более младшего возраста в порядке
очереди (в соответствии с датой прохождения ПМПК).
2.7. Предельная наполняемость на одну ставку учителя-логопеда логопедического
пункта не более 25 человек. В условиях одного логопедического пункта может работать
один и более учитель-логопед.
2.8. Логопедическое обследование в Учреждении в первую очередь проводится

среди воспитанников 5-6-летнего возраста, остальные воспитанники обследуются при
необходимости в течение учебного года. Обследованные воспитанники, имеющие
нарушения в развитии речи, регистрируются учителем - логопедом по форме согласно
Приложению 1.
2.9. Логопедическое обследование осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не
менее 15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих
нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с
целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и
другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических
мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или)
письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения
обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия.
2.10. На каждого воспитанника, зачисленного на логопедический пункт, учительлогопед заполняет речевую карту, форма которой утверждается заведующим
Учреждением.
2.11. Воспитанники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи зачисляются
на логопедический пункт на срок до 12 месяцев.
При продлении сроков проведения логопедической коррекции необходимо
повторное обследование ребенка в условиях ПМПК для уточнения или изменения
ранее выданного заключения.
2.12. Выпуск воспитанников из логопедического пункта осуществляется по
окончании учебного года по мере коррекции имеющихся нарушений речи, на основании
приказа заведующего Учреждением. В случае несогласия родителей (законных
представителей) со сроками логопедической коррекции они могут обратиться на ПМПК
для обследования состояния речевого развития ребенка.
2.13. Заведующий Учреждением своевременно направляет на ПМПК информацию
о зачислении (отчислении) воспитанников на логопедический пункт.
2.14. В
случае
необходимости
уточнения
диагноза
воспитанники
с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются
учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для
обследования
врачами-специалистами
(невропатологом,
детским
психиатром,
отоларингологом, офтальмологом и др.) или на ПМПК.
2.15. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК и результатов
логопедической диагностики.
2.16. Учитель-логопед
проводит
подгрупповые
занятия
с воспитанниками одного возраста и со сходными речевыми диагнозами. Периодичность
групповых занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития:
- с детьми, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое
недоразвитие речи – 2-3 раза в неделю;
- с детьми, имеющими фонетический дефект – 1-2 раза в неделю.
2.17. Индивидуальные логопедические занятия проводятся не менее 2-3-х раз в
неделю.
Продолжительность подгруппового и индивидуального занятия на логопедическом
пункте определяется в соответствии с психофизиологическими и индивидуальными
особенностями,
согласно
инструктивно-методическому
письму
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 14.03 2000 № 65/23-16 "О гигиенических

требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных
формах
обучения",
санитарными
правилами
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28,
образовательной программой дошкольного образования Учреждения.
2.18. График
работы
учителя-логопеда
может
быть
составлен
в зависимости от занятости воспитанников, как в первую, так и во вторую половину дня.
2.19. Планирование логопедической работы учитель-логопед осуществляет в
соответствии с образовательными программами, разработанными в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
2.20. Учитель-логопед осуществляет взаимосвязь при реализации коррекционноразвивающего процесса с педагогами, специалистами системы сопровождения
Учреждения, родителями (законными представителями) воспитанника.
2.21. Учитель-логопед
проводит
профилактическую
деятельность
с педагогами, специалистами системы сопровождения Учреждения, родителями
(законными представителями) воспитанников, посещающих его занятия, по проблеме
речевого развития детей дошкольного возраста.
2.22. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов)
заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного
процесса (административных и педагогических работников Учреждения, родителей
(законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
обучающимися.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей),
педагогических и руководящих работников Учреждения;
информационных стендов.
2.23. Показателем
работы
учителя-логопеда
является
состояние
звукопроизношения и фонематических процессов воспитанников, завершающих обучение
по образовательным программам дошкольного образования.
2.24. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий на
логопедическом
пункте
несут
учитель-логопед,
воспитатель и
заведующий Учреждением.
2.25. Деятельность логопедического пункта
может
быть
прекращена
по инициативе Учреждения.
2.26. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных
занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении
коррекционных
занятий
с
учителем-логопедом),
определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий
в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и
(или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной Учреждением.

2.27. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования – не более 12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы
определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения,
разработанной и утвержденной Учреждением.
III. Состав логопедического пункта
3.1. На должность учителя-логопеда назначается педагог, имеющий высшее
профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к
стажу работы.
3.2. Учитель-логопед назначается или увольняется в порядке, установленном
законодательством.
3.3. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляет
администрация Учреждения, в штатное расписание которого он включен.
IV. Ответственность учителя-логопеда
4.1. Учитель-логопед обследует и определяет структуру и степень выраженности
речевых нарушений различного генеза у воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет.
4.2. Учитель-логопед распределяет воспитанников на группы с учетом речевых
нарушений для занятий в логопедическом пункте.
4.3. Учитель-логопед проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по
исправлению нарушений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций речи
воспитанников.
4.4. Учитель-логопед работает в тесной взаимосвязи с педагогами, специалистами
системы сопровождения Учреждения.
4.5. Учитель-логопед поддерживает связь с образовательными организациями,
реализующими адаптированные и основные образовательные программы, логопедами и
медицинскими работниками детских поликлиник, ПМПК.
4.6. Учитель-логопед консультирует педагогических работников Учреждения,
родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов
оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи.
4.7. Учитель-логопед
ведет
необходимую
документацию,
указанную
в пятом разделе.
4.8. Учитель-логопед планирует содержание и осуществляет непрерывный
образовательный процесс, используя разнообразные формы, методы, приемы и средства
обучения и коррекции в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования и с учетом психофизиологических и
индивидуальных особенностей детей.
4.9. Учитель-логопед обеспечивает
уровень
подготовки
воспитанников
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
4.10. Учитель-логопед
осуществляет
динамическое
наблюдение
за
воспитанниками,
прошедшими
курс
коррекционных
занятий
в логопедическом пункте, посредством взаимодействия с учителями-логопедами,
педагогами общеобразовательных организаций.
4.11. Учитель-логопед систематически повышает свою профессиональную
квалификацию.

4.12. Учитель-логопед участвует в деятельности методических объединений и
других формах методической работы по обмену опытом работы в Учреждении, в
методических объединениях территориального округа, города и на иных уровнях.
4.13. Учитель-логопед осуществляет охрану жизни и здоровья воспитанников в
период образовательного процесса посредством выполнения правил и норм охраны труда,
техники безопасности и противопожарной защиты.
4.14. Учитель-логопед предоставляет заведующему Учреждением отчет о
количестве воспитанников, имеющих нарушения в развитии речи в Учреждении, и
результатах обучения в логопедическом пункте по форме согласно Приложению 2.
V. Документация логопедического пункта
5.1. Для фиксации коррекционного-образовательного процесса учитель-логопед
ведет следующую документацию:
- журнал обследования речи воспитанников, посещающих образовательное
учреждение (с 3 до 7 лет);
- журнал
регистрации
воспитанников,
нуждающихся
в коррекционной (логопедической) помощи;
- журнал учета посещаемости логопедических занятий воспитанниками,
зачисленными на логопедический пункт;
- речевая
карта
на
каждого
воспитанника,
зачисленного
на логопедический пункт (с отражением динамики);
- перспективный план работы на учебный год;
- календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий;
- конспекты или развернутые планы логопедических занятий;
- тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи
воспитанников;
- расписание занятий, заверенное заведующим Учреждением;
- циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная заведующим Учреждением;
- паспорт
логопедического
пункта,
картотека оборудования,
учебных
и наглядных пособий, находящихся в логопедическом пункте;
- отчеты об эффективности
коррекционной
(логопедической)
работы
за учебный год.
5.2. Документация учителя-логопеда хранится в Учреждении не менее шести лет
(до окончания детьми, посещавшими логопедический пункт, начального общего
образования).
5.3. Паспорт логопедического пункта, картотека оборудования, учебных и
наглядных пособий находятся в логопедическом пункте постоянно.
VI. Имущество и средства логопедического пункта
6.1. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием:
- столы и стулья по количеству воспитанников, занимающихся в одной подгруппе;
- шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного
материала и методической литературы;
- настенное зеркало для логопедических занятий (50х100);
- специальное освещение над настенным зеркалом;
- стол
у
настенного
зеркала
для
индивидуальной
работы
с воспитанниками, два стула — для воспитанника и учителя-логопеда;
- зеркала для индивидуальной работы (9х12) по количеству воспитанников,
занимающихся в одной подгруппе;
- набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов;
- технические средства обучения;
- разрезная азбука (настенная);
- наглядный материал, используемый при обследовании речи воспитанников,
размещенный в отдельной коробке или конвертах;

- наглядный
материал
по
развитию
речи,
систематизированный
и сложенный в специальные коробки;
- учебные пособия в виде карточек с индивидуальными заданиями, альбом для
работы над звукопроизношением;
- настольные игры, игрушки, конструкторы;
- учебно-методическая литература;
- классная доска;
- и иное оборудование, необходимое для организации эффективной
логопедической помощи.

Приложение 1

Дата рождения

ФИО
воспитанника
Группа

Дата обследования
(постановки на
очередь в
логопедический пункт)

№

Выявленные
нарушения речи,
подлежащие
логопедической
коррекции

Согласие/несогласие
родителей с
обследованием
ребенка на ПМПК
(с указанием даты
получения
направления)

Дата зачисления в
логопедический пункт

Журнал регистрации воспитанников, нуждающихся в коррекционной (логопедической)
помощи

Приложение 2
Информативная карта по результатам коррекции на логопедическом пункте
20 -20
учебный год
Учитель-логопед:

/

Заключение и рекомендации
ПМПК, примечание (при
повторном обследовании)

пропустил
(причины)

Количество
занятий
в уч. году
посетил

Дата зачисления на
логопедический пункт,
время нахождения в
коррекции

Смена диагноза,
обследование
специалистами,
рекомендации

Дата прохождения ПМПК,
заключение, сроки
коррекции

Адрес
(регистрация / проживание)

Дата рождения

ФИО ребенка
(в алфавитном порядке)

№

Дата сдачи информативной карты:

Всего детей:
чел.
Продолжение коррекции на следующий год:
чел.
Вывод:
чел.
-Речь норма
чел. (
старш.,
подгот. (1 класс))
-Логопедический пункт школы
чел.
-Класс, осуществляющий образовательную деятельность по АООП для детей с ТНР
чел.
-Класс, осуществляющий образовательную деятельность по АООП для детей с ЗПР
чел.
-Группа компенсирующей направленности, осуществляющая образовательную деятельность по
АООП для детей с ТНР
чел.
-Группа компенсирующей направленности, осуществляющая образовательную деятельность по
АООП для детей с ЗПР
чел.
-Смена образовательного учреждения в течение года
чел. (образовательный маршрут не
меняется!)
-Смена места жительства
чел.
- Отказ родителей
чел.
- Иное:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».